Об институте


«Музейная педагогика в системе художественно-эстетического образования учащихся»: творческая встреча на базе Нижнетагильского музея изобразительных искусств

04.02.2019
ФГОС ООО регламентирует достижение обучающимися результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» на уровне основного общего образования через приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне. Для достижения обозначенного результата важным становится выбор педагогической технологии, где овладение учащимися опыта анализа и создания художественного образа раскрывается через историю, особенности культурных традиций, окружающий растительный и предметный мир, наполненный цветом, формой, звуком. В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике.

По определению М. Ю. Юхневича, «Музейная педагогика есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики».

Выбор данной технологии становится актуальным, так как сфера гуманитарных предметов в школе содержит разнообразные сведения о взаимоотношениях человека с окружающим миром: природной, предметной, социальной средой. Изучение их особенно важно, так как вне среды, а значит, вне связи с чем-либо трудно представить отдельное дерево, цветок, какой-то предмет, произведение искусства, человека, архитектуру. Вместе они создают особую культурную среду, в которой важную роль играет регион, история культуры, традиции, ландшафт, архитектура.

Именно знакомству с данной технологией был посвящен семинар по теме «Музейная педагогика в системе художественно-эстетического образования учащихся», организованный факультетом художественного образования в рамках реализации мероприятий Программы сетевого взаимодействия НТГСПИ с организациями и учреждениями Свердловской области и работы двух Муниципальных ресурсных центров по проблемам художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста и методическому сопровождению учителей предметной области «Искусство», педагогов дополнительного образования по вопросам развития одаренных детей.

Участниками творческой встречи стали воспитатели, учителя, педагоги дополнительного образования из п. Горноуральский, п. Новоасбест, п. Черноисточинск, г. Нижнего Тагила.

Семинар прошёл на базе Нижнетагильского музея изобразительных искусств, в рамках экспозиции выставки народного и декоративно-прикладного искусства «О людях, их быте, о времени…» На экспозиции через произведения народных промыслов, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства была воссоздана атмосфера деревенского быта и впервые были представлены женские праздничные костюмы из поступлений последних лет, куклы зимнего цикла С. Г. Шкабары и тканые пояса Г. С. Бортниковой.

Заведующий филиалом «Региональное искусство Урала» НТМИИ, кандидат исторических наук Елена Александровна Устинова познакомила с экспозицией выставки, рассказала о символике трактовки народных образов, об особенностях и традициях празднования основных крестьянских праздников. На выставке зрители смогли погрузиться в уникальный мир русского деревенского быта, узнать, как жили наши предки, во что верили, какую одежду носили.

Завершил встречу мастер-класс «Народные куклы зимне-весеннего цикла», где все участники выполнили из цветных лоскутов две куклы: «Рождественский ангел» и «Кукла-столбушка (закрутка)».

В ходе встречи были актуализированы такие проблемы, как предмет и задачи музейной педагогики, использование музейного пространства для решения задач художественно-эстетического образования учащихся и роль народной куклы в традиционном воспитании подрастающего поколения.

Следующая встреча состоится в конце марта и будет посвящена теме «ИКТ-технологии в области художественного образования в контексте реализации требований ФГОС ДОО и ОУ».

Н. С. Кузнецова,
канд. пед. наук, доцент, член СХ РФ,
декан ФХО, куратор МРЦ

Привязанный альбом:  «Музейная педагогика в системе художественно-эстетического образования учащихся»: творческая встреча на базе Нижнетагильского музея изобразительных искусств
Показать все фотографии

Возврат к списку