Об институте


Перформанс в начале учебной практики студентов факультета художественного образования

07.10.2019
Студенты 1 курса ФХО (профиль «Музыкальное и театральное искусство») вместе со своими преподавателями посетили первый спектакль в рамках своей ознакомительной практики. Содержание этой практики – смотреть и анализировать театральные спектакли и зрелищные мероприятия. Суть ее – познакомить первокурсников с миром современного театра и явлениями современной культуры, научить различать этот нетрадиционный и непростой для понимания язык.

Когда мы расселись по своим зрительским местам, оказалось, что в нескольких шагах перед нами стоит грубо сколоченный стол, а на нем лежит босой человек. Лежит неподвижно, закрыв глаза и вытянув руки по бокам. Потом вышла девушка, на ней было платье-рубаха, она была очень коротко подстрижена, серьезна и держала в руках большую стеклянную банку, где плескалось немного воды и горела лампочка. Девушка подошла к нам и провела холодными мокрыми пальцами по лицу, по рукам. И сбрызнула водой лежащего человека. И началось действие.

Время действия – 3 октября, четверг, 18.00.

Место действия – зал искусства XX века Музея ИЗО, где сегодня на одной стене висят полотна Павла Голубятникова, художника позднего русского авангарда, символиста и мистика, а на другой – Элия Белютина, одного из первых художников-концептуалистов, создателя «модульной живописи».

А само действие – спектакль Нового Молодежного театра «ЧИСЛО Х», посвященный личности и творчеству Велимира Хлебникова – одного из самых загадочных и ярких поэтов русского авангарда.

Уже по описанию начала понятно, что зрелище было необычным – действительно, нас предупредили, что это экспериментальный перформативный спектакль, и предложили после его окончания задать вопросы и поделиться своими впечатлениями.

Описать происходящее так же трудно, как картины Элия Белютина, которые невольно послужили декорациями действа. Спектакль состоял из текстов Велимира Хлебникова, которые, однако, не читались публике с выражением, как это принято в традиционном театре, а звучали как мысли вслух, как диалоги, порой это были отрывки текстов, они повторялись, мы даже не всегда их отчетливо слышали. А происходящее напоминало какой-то алхимический опыт – с водой, со светом, с человеческим телом. Загадочное, размеренное, повторяющееся, оно погружало в медитативное состояние. Но скучно не было. Было странно и было интересно. Потом, после 40-минутного спектакля оказалось, что авторы и актеры успели рассказать о многом – как Велимир Хлебников изобретал новый язык, как был заворожен числами и видел в их повторяемости законы времени и Вселенной, как трагически незавершена и коротка была его жизнь, какой загадочной и интересной личностью он был, как мистически откликался на Ее зов – ее, Жизни и Смерти, возлюбленной и сестры, творящей и разрушающей, той самой первоначальной силы, что воплощала в спектакле Она, холодной водой пробудившая нас, как будто отверзшая нам зрение.

Это было замечательно. А после спектакля его режиссер Александр Черепанов и актеры Петр Соломонов (Хлебников), Екатерина Писарева (Она), Сергей Трекин очень просто и интересно говорили о Хлебникове, о спектакле, отвечали на вопросы зрителей.

После спектакля студенты собрались в импровизированный круг и делились впечатлениями. Было немножко возбужденно и весело, высказывалось мнение, что надо почитать Хлебникова и еще раз посмотреть спектакль.

Александр Марамзин (1 курс, профиль «Музыкальное и театральное искусство»): «Для меня этот спектакль стал одним из самых необычных. Он был одновременно пугающим и притягивающим. В особенности хотел бы выделить игру актёров: полностью выстроена мимика, интонации, сила и тембр голоса. На воображаемой сцене мы видели табурет, ведро с водой и двух актёров – мужчину и женщину. Мужчина был главным героем, а женщина умудрялась одновременно отыгрывать несколько героев: смерть, жена, сестра, возлюбленная. От спектакля я получил только положительные эмоции, смог отдохнуть, полностью отключить мозг и погрузиться в мир абстракционизма».

Яна Болотова (1 курс, профиль «Музыкальное и театральное искусство»): «Мне очень понравился спектакль! Я получила настоящее удовольствие, для меня время пролетело незаметно. А главное, удачно выбрано место, нет стандартной сцены, что очень впечатляет. Также мне понравилось, что происходит непосредственное общение со зрителем. Спасибо актерам и их команде за эмоции».

А.В. Миронов (зам.декана ФХО по воспитательной работе): «Хлебников как человек и будетлянин – весьма непростой материал для сценического воплощения. Он сам называл себя «квадратным корнем из нет-единицы». Воплотить эту формулу поэта в формате показа «однозначно» и «правильно» невозможно, поскольку смысловые спектры поэта объективно неуловимы. Режиссерская и актерская работа предлагает версию материализовавшихся фрагментов бытия Хлебникова в интуитивной и сновидческой форме. Отправной точкой показа (и даже предсобытия) является «картинка смерти поэта» (Петр Митурич «Хлебников на смертном одре»), которая воскрешает для нас образ Председателя Земного Шара. Сюжетному воскрешению поэта помешала техническая оплошность (внезапно исчезло электричество, аппаратура потухла), которая случилась вполне в провиденциальном духе самого Хлебникова как некая коррекция со стороны поэта, как напоминание о себе: «В пеший полк девяносто третий, я погиб, как гибнут дети…»

Восставший поэт, подобно Числобогу, колдует над словами и числами. Несмотря на то, что некоторые ключевые темы автора не явились в этом сновидческом сюжете, образ его взывал к тайнам мира, к тому, что они вот-вот приоткроются перед нами, как они когда-то открылись перед ним. Авторы спектакля планируют с течением времени дополнять его сюжет, менять смысловые блоки, дабы метаморфозы Хлебникова пребывали в постоянном движении. Интересно было бы в таком случае получать от зрителей (хотя бы в виде записок) название тех хлебниковских текстов или упоминание поэтических образов, которые ассоциируются у них с этим поэтом. В таком случае у режиссера и актеров может появиться обратная связь со зрителями, что может послужить предпосылкой для дальнейшей работы по «про-движению» идеи перформанса».

Здесь: о нашем походе на страничке «Нового молодежного театра»: https://vk.com/@teatr_nt-chislo-h-v-muzee-izobrazitelnyh-iskusstv

Анастасия Николаевна Садриева, зам.декана ФХО по учебной работе,
доцент кафедры технологий художественного образования

Привязанный альбом:  Перформанс в начале учебной практики студентов факультета художественного образования
Показать все фотографии

Возврат к списку