Об институте


Встреча без галстуков

10.10.2019
В рамках празднования юбилея института была организована встреча с музыкальной группой «Смех», участники которой являются выпускниками нашего вуза. Встреча проходила в неформальной обстановке, потому ее и назвали «без галстуков». Вниманию зрителей было предложено небольшое комедийное шоу, душевные песни, а также личная выставка профессора кафедры художественного образования, заслуженного художника РФ Владимира Валентиновича Зуева.

Группа «Смех» была образована в далекие от нас 70-е годы 20 века и распалась спустя несколько десятков лет. Один из основоположников группы, В. В. Зуев, окончивший художественно-графический факультет нашего института, рассказал нам, каково было учиться и заниматься творчеством еще при социализме.

Расскажите, пожалуйста, немного о своей студенческой жизни.

– Жизнь на худграфе отличается от жизни на других факультетах. К примеру, при поступлении в вуз мы сдаем дополнительные экзамены. Для того чтобы сдать творческие экзамены, мне пришлось пройти курсы подготовки абитуриентов по специальному предмету «Рисунок и живопись». Ведь я из глубинки Свердловской области, из Алапаевского района, где попросту нет художественных школ. Благодаря курсам, я сдал все экзамены на пятерки и поступил в НТГПИ.

Я хорошо учился и всю свою студенческую жизнь занимался общественной жизнью – входил в комитет комсомола. Музыкой увлекался с первого курса, потому что мне это было интересно и музыкальные наклонности у меня присутствовали. У нас на худграфе не было своей музыкальной группы или музыкального ансамбля, но великолепная группа «Блики» пригласила меня в качестве бэк-вокалиста. Мы ездили на различные фестивали, были в городе Глазов, где получили приз зрительских симпатий.

Мои студенческие годы, прежде всего, связаны с учебой на худграфе, где я постигал азы рисования, графики и истории искусств, а также декоративно-прикладное искусство.

Расскажите немного о том, как образовалась ваша группа и кто в нее входил изначально? В каком жанре вы работали?

На третьих-пятых курсах моя жизнь была связана с группой «Смех». Организатором нашей группы является Андрей Затеян, который учился на химико-биологическом факультете. Очень талантливый парень, одержимый музыкой. Мы познакомились с ним на первом курсе. Поначалу выступали здесь на каких-то конкурсах творческой самодеятельности. Но движение шло, а Андрей набирал новых людей. В нашей группе были разные люди: Андрей занимался написанием песен, Алексей Федоров – главный солист с шикарным баритоном (истфак), Александр Беломестнов (физмат), Юрий Зотов – великолепный музыкальный парень, владевший гитарой и губной гармошкой, Леонид Клейнбург (индустриально-педагогический факультет) – кларнет и духовые, Александр Петров – фортепьяно (истфак), Владимир Вагинлейнер.

В качестве музыкального жанра мы выбрали социальную песню. Но в то время необходимо было подстраиваться под определенные стандарты: при социализме был популярен жанр политической песни, и многие группы работали в этом жанре. Но «Смех» не пел в жанре борьбы и солидарности, как другие музыкальные группы. Наша группа образовалась в конце 70-х гг., на тот момент уже начался застой социализма, и потому наши устремления были направлены на тематику внутренних проблем социалистического общества, потому что в нем, действительно, на тот момент были проблемы. Мы пытались таким образом скорректировать идеалистические взгляды того времени.

А лет за пять до нашего образования появилась «Машина времени», что стало новым движением в роке. Музыканты заводили публику, дарили какую-то мечтательность людям и романтизм. И мы тоже хотели быть похожими на них, так как они были чем-то новым в нашем обществе. А самое главное  это было популярно.

Но тексты мы не сами писали, так как наши тексты никто бы не пропустил: была строжайшая цензура в то время, музыкальный репертуар должен был утверждаться в партийных органах. За основу текста наших песен мы брали басни, например, из всесоюзного журнала «Крокодил», т. е. все тексты уже были напечатаны. А раз все тексты уже были опубликованы, то мы решили, что нам никто не будет создавать препятствий. Нам басни показались интересными, но в нашем репертуаре были и лирические и патриотические песни.

У меня сохранились самые прекрасные воспоминания о моих соратниках, участниках нашей группы. Насколько это возможно, мы поддерживаем какие-то контакты через социальные сети, не более того. Ведь уже сорок лет прошло с момента, как распалась группа – а это две наших жизни, когда нам было по двадцать. Сейчас мы находимся в разных городах и даже в разных странах. Но и по сей день мы остаемся студентами Нижнетагильского государственного педагогического института, и именно поэтому мы рады такой возможности побывать на сцене родного вуза.

Вуз как-нибудь поддерживал вашу творческую деятельность?

Спасибо вузу, что не запрещали! Все могло быть по тем временам, потому что мы затрагивали нестандартную тематику. На последнем курсе по идее Андрея Затеяна мы записали на телестудии в городе Екатеринбург свой первый альбом. Мы приехали на два-три дня в Екатеринбург, жили в какой-то общаге и все это время писали инструментал и вокал. В общем, мы сделали нашу кассету за две бутылки коньяка прямо на телестудии. Ну и все это, конечно же, было нелегально. На следующий день мы получили «приглашение» прийти в профком комсомола (по сути, на допрос). У нас спрашивали: «Кто разрешил писать наш репертуар? Утвержден ли он партией?» Ну а нам хотелось в то время изменений, ведь в магазинах элементарно не было хлеба.

Почему логотип вашей группы – попугай с гармошкой?

Автором этого логотипа являюсь я. Я его придумал на четвертом курсе. Это попугай, потому что у нас складывалась ассоциация, что это очень веселая птица, мы ждем от него какое-то шоу, каких-то неординарных поступков. Как символ группы «Смех», он служил карикатурой застоя социализма. А гармонь является символом русского инструмента. Это означает, что мы обращаемся в наших песнях к истокам. В нашем случае попугай – это скоморох с гармошкой.

Я знаю, что у вас есть два сына. Они унаследовали ваши музыкальные способности?

Думаю, что да. Они не заканчивали музыкальных школ так же, как и я, но оба играют на гитаре, один играет на саксофоне. Они оба самоучки, но очень музыкальны. У младшего потрясающий голос. Думаю, что все-таки это гены.

Что бы вы хотели пожелать нашему вузу?

Сейчас, оглядываясь на прожитую жизнь, начинаешь осознавать, что, действительно, столько лет я вместе с институтом – институт вместе со мной столько лет (только преподавательской деятельности тридцать шесть лет!). Институт – это место моего становления как художника, как преподавателя и человека, к которому постепенно приходила какая-то мудрость. Думаю, что этому всему я обязан институту. Я благодарен вузу за эту прекрасную атмосферу, за этот райский уголок.

Хочется пожелать институту преодолеть трудную ситуацию, чтобы государство сделало правильное решение на счет бюджета, контингента и позволило развиваться разным направлениям в образовании.

По окончании интервью мы с Владимиром Валентиновичем обменялись взаимными благодарностями.

Как оказалось, в те времена было нелегко заниматься творчеством: тебя просто могли не допустить до печати или же на сцену. Но наших героев это не остановило. Они продолжали творить и дарить этому миру музыку.

Вот и в юбилейные дни группа «Смех» решила порадовать наш институт своим творчеством: необыкновенными номерами и вдохновляющими песнями. Их выступление шло на очень приятной ноте – этих людей было приятно слушать и смотреть. Та атмосфера, которую артисты подарили зрителям, осталась с ними на весь оставшийся день. Кто-то вышел из зала с чувством гордости, кто-то с чувством грусти, а кто-то со слезами на глазах. Но все они были воодушевлены невероятной работой, несомненно, очень творческих людей.

Юлия Шишкина, 1 курс СГФ,
медиацентр НТГСПИ

Привязанный альбом:  Встреча без галстуков
Показать все фотографии

Возврат к списку