Об институте


4 мая состоялось очередное заседание интеллектуального сообщества СГФ «Круг чтения»

12.05.2020
В дистанционном онлайн-формате Zoom студенты обсудили фильм Андрея Тарковского «Солярис», снятый в 1972 г. по одноименному роману польского писателя Станислава Лема. Сегодня фильм А. Тарковского считается шедевром мирового кинематографа. Невероятно эстетичный благодаря его визуальному ряду, а также музыкальному сопровождению. Студенты ФХО и СГФ выступили в качестве докладчиков.

Ребята соотносили идеи книги и фильма. Интересно то, что автор романа был совсем недоволен экранизацией А. Тарковского. Почему же так произошло? С. Лем в книге поднимает проблемы, связанные больше с научным познанием, развитием науки, изучением внеземной жизни, а у Тарковского больше внимание сконцентрировано на нравственных переживаниях, моральном долге, преодолении и нравственном возвышении. С. Лем считал, что у А. Тарковского вышла не экранизация его романа, а некий «синтез», если можно так выразиться, «Соляриса» и «Преступления и наказания» Достоевского. В определенной степени можно прийти и к такому выводу. Ведь один из ключевых персонажей, Кельвин, действительно, мучается угрызениями совести по поводу смерти Хари. Однако сам С. Лем на этот счет утверждал, что феномен очередных появлений Хари использовался им для реализации теории, которая восходит к Канту и проблеме феноменов и «вещей-в-себе».

Можно сказать, что у Тарковского получился фильм-притча о прегрешении и воздаянии. А Станислав Лем писал о невозможности попытки контакта с иным разумом. Солярис материализует одолевающие астронавтов сокровенные желания, но в надежде найти тему для разговора человек такого диалога не выдерживает. В книге важной линией были вопросы познания и эпистемологии, которые тесно связаны с соляристической литературой и самой сущностью соляристики. А фильм, по мнению автора, был очищен от этого. В фильме как будто избавились от некоторой запутанности различных теорий, что приводит к медлительности ленты и делает фильм сложным для восприятия. Тарковский преподносит жанр фантастики через этический пласт. Планета Солярис является воплощением не чего-то чисто материального, а неким пространством, где герой приходит к истине, постигает себя.

В целом, проблемы сюжета книги и экранизации можно сгруппировать следующим образом:

1. нравственно-этические – столкновение с совестью, искупление и покаяние (с христианских позиций), человечность, этика в науке;
2. эпистемологические – границы человеческого познания, долг перед истиной, а также невозможность установления контакта с внеземной жизнью.

Кроме того, в ходе обсуждения были рассмотрены отсылки к философии Гегеля, Ницше, идеям Толстого, Достоевского, Бодрийяра.

Модерировала дискуссию А. М. Олешкова, преподаватель СГФ.
Мы продолжаем анализировать киноленту. Ждем всех желающих на СГФ!

Арина Сунцова,
студентка 3 курса СГФ

Привязанный альбом:  4 мая состоялось очередное заседание интеллектуального сообщества СГФ «Круг чтения»

Возврат к списку