Об институте


Педагогический состав

Рыжкова_ОВФИО: Рыжкова Ольга Васильевна
Должность: доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических наук, зам. декана по НР
Ученая степень: кандидат исторических наук
Ученое звание: доцент

Образование: Уральский государственный университет, специальность «История», квалификация преподаватель истории и обществоведения.

Преподаваемые дисциплины:
  • история первобытного общества;
  • история;
  • история и культура Урала, археология;
  • источниковедение;
  • музееведение и музейная педагогика;
  • экскурсоведение;
  • методика проектной деятельности в предметной области;
  • теория и методика воспитательной работы по истории и обществознанию;
  • культурно-образовательный туризм;
  • руководство археологической и архивной практикамируководство преддипломной практикой.
Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке:
  • Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при УРГУ им.Горького, г. Екатеринбург, по культурологии, право на ведение профессиональной деятельности в сфере преподавания культурологии, ПП № 344654, рег. № 02/4042, 30.06.2002
Повышение квалификации:
  • НТГСПИ, по программе "Профориентология личности и технологии профориентационной работы в высшей школе", № 662404423381, рег. № 02976, 72 часа, 26.10.2016;
  • НТГСПИ, по программе "Методические условия реализации единой концепции УМК по Отечественной истории", рег. № 01969, 108 часов, 05.02.2016;
  • НТГСПИ, по программе "Навыки оказания первой помощи", рег. № 03875, 36 часов, 15.03.2017;
  • НТГСПИ, по программе "Актуальные проблемы современного социально-гуманитарного и экономического знания", рег. № 05254, 72 часа, 02.11.2017;
  • ГАУ ДПО СО «Региональный кадровый центр государственного и муниципального управления», г. Екатеринбург, по программе «Формирование коммуникативной компетентности для взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья», ПК № 0293972, рег. № 00592-ПК, 16 часов, 23.01.2018;
  • НТГСПИ, по программе «ИКТ в профессиональной деятельности педагога высшего образования», № 662406911824, рег. № 06734, 36 часов, 18.06.2018.
  • Новосибирск, ГАУ ДПО НСО Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», по программе «Использование межпредметных технологий в преподавании истории и обществознания», 36 час. 31.10.2019
  • НТГСПИ (ф) ФГАОУ ВО "РГППУ", по программе "Цифровые компетенции в деятельности педагога высшего образования", № 662409472026, рег. № 09427, 108 часов, 30.03.2021;
  • АНО ДПО «ИНСТИМ» по программе «Экспозиционно-выставочная деятельность музея», № 772413639869, рег. № 03011767, 36 час., 07.02.2022;
  • ООО «НЦРТ «Единый стандарт» по программе «Музееведение», № 773102308242, рег. № 02618, 36 час., 15.02.2022
Стаж работы: 35 лет.

Участие в выставках, конференциях:
  1. ХХI Всероссийские историко-педагогические чтения «Великая Российская революция: достижения и проблемы научного познания и преподавания». Екатеринбург, УрГПУ 2017 г.
  2. Всероссийская научно-практическая конференция «Грибушинские чтения-2017», г. Кунгур, 20-22 апреля 2017 г.
  3. Всероссийский библиотечный конгресс, г. Красноярск, 14-19 мая 2017 г.
  4. Всероссийская научно-практическая конференция «Город, социум, среда: история и векторы развития». Нижний Тагил, 14 – 15 сентября 2017 г.
  5. Х Всероссийская научно-практическая конференция «Детская книга как энциклопедия мира детства». Нижний Тагил, 19 – 20 октября 2017 г.
  6. Международная научная конференция «Революция: историко-философское осмысление» (4 ноября 2017 г., МФЮА, г. Москва)
  7. VI Международная научная конференция «Педагогика текста» (17 ноября 2017 г., г. Санкт-Петербург)
  8. Куратор фотовыставок «Нижний Тагил: XXI век». НТГСПА. 2014 г; 2015; 2016, 2017
  9. Всероссийская научно-практическая конференция «Проектная деятельность в общем и профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы». Нижний Тагил, 12 апреля 2018 г.
  10. Грибушинские чтения-2019. XII Международный социально-культурный форум г. Кунгур, 24-27 апреля 2019 г.
  11. XI Всероссийская научно-практическая конференция «Детская книга как институт социализации: «золотой ключик» к миру взрослых». Нижний Тагил, 24–25 октября 2019 г.
  12. XI Всероссийская научно-практическая конференции «Актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания: социальные трансформации и историческая память». Нижний Тагил, 22 ноября 2019 г.
  13. XXIV всероссийские с международным участием историко-педагогические чтения «Война и общество в XX веке: теоретико-методологический, общественно-политический и методический аспекты». Екатеринбург, 26-29 марта 2019 г.
  14. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Память поколений: Великая Отечественная война в образовании, музейном пространстве и социальных практиках». Нижний Тагил, 29 мая 2020 г.
  15. Всероссийская научно-практическая конференция «Документальное наследие и историческая наука». Уральский историко-архивный форум. Екатеринбург, 11–12 сентября 2020 г.
  16. Всероссийская научно-практическая конференция «Индустриальное наследие как ресурс для развития. Варианты стратегий. 300+». Нижний Тагил, 4 декабря 2020 г.
  17. Всероссийская научно-практическая конференция « Электронная информационно-образовательная среда: современные проблемы и перспективы развития». Нижний Тагил, 26 ноября 2020 г.
  18. Региональный научно-методический семинар «Вторая мировая война: актуальные вопросы истории и исторической памяти в школьном образовании». Нижний Тагил, 20 февраля 2021 г.
  19. Худояровские чтения : Х Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 275-летию уральской лаковой росписи по металлу 21 – 22 октября 2021 г. – Нижний Тагил: Нижнетагильский музей-заповедник Горнозаводской Урал»
  20. XXVI Всероссийские с международным участием историко-педагогические чтения «Формирование общероссийской идентичности в поликультурном социуме: научно-теоретические подходы и образовательные практики». Уральский государственный педагогический университет – Екатеринбург , 25 марта 2022 г..
  21. Региональный научно-методический семинар «Теория и практика обучения смысловому чтению в современной школе». Нижний Тагил, 31 марта – 1 апреля 2022 г.
Публикации:
  1. Метод проектов как способ творческого приобщения учащихся к краеведению // Колпинские чтения по краеведению и туризму. Материалы межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции 10-11 апреля 2018 года / Отв. ред. С.И. Махов, В.Д. Сухоруков, Н.Е. Самсонова. В 2 частях. Часть I – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – 524 c. – С. 321–328 ISBN978-5-9500944-4-6 https://elibrary.ru/item.asp?id=34883947
  2. Портфолио как способ личностного освоения истории // Преподавание истории в школе и вузе: актуальные проблемы методологии и методики : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. П. Н. Волков. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. – 368 с. – С. 249–256.
  3. Художественные промыслы России как ресурс для развития образовательного туризма и национальной идентичности молодежи // Туризм как фактор регионального развития : материалы VIII Медунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург 20 апреля 2018 г.) / [отв. за вып. : Е. В. Курилова, Е. А. Ивлева]. –Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2018. – 134 с. С. 61-67. https://elibrary.ru/itссem.asp?id=35388293 (соавторы: Кочкина А.А., Постникова К.А.) РИНЦ
  4. Школьный музей как центр социального партнерства и проектной деятельности горожан // Проектная деятельность в общем и профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции НТГСПИ (Нижний Тагил, 12 апреля 2018 г. ) / отв. Ред. Л. П. Филатова. – Нижний Тагил : Нижнетагижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2018. – 156 с. С. 80–87 https://elibrary.ru/item.asp?id=36464788 (соавторы: Базарова М. Р., Мамонова Т. В.)
  5. Визуальные образы «советскости» в детском журнале «Мурзилка» 1920–1930-х годов // Советский проект. 1917–1930-е гг.: этапы и механизмы реализации: сб. науч. тр. / под ред. О. В. Горбачева и Л. Н. Мазур; М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. – С. 98–104. РИНЦ ISBN: 978-5-7996-2489-7
  6. «Меловой период» тагильских художников: попытки выхода за пределы локального // Грибушинские чтения-2019. Кунгурский диалог. Тезисы докладов и сообщений XII Международного социально-культурного форума (г. Кунгур, 24-27 апреля 2019 г.). – Пермь: Изд. Богатырев П. Г., 2019. – 696 с. С. 446 –449 ISBN 978-5-3214-102-1
  7. Мезолитические материалы стоянки Береговая II на Горбуновском торфянике в Зауралье (по раскопкам 1991—1992 гг.) // Stratum plus. 2019. № 1 С. 319–336. – Scopus ISSN 1608-9057, E-ISSN 1857-3533 (соавторы: Жилин М. Г., Савченко С. Н., Косинская Л. Л.)
  8. Телересусы по гражданской войне в России: в помощь преподавателю истории // Социально-гуманитарное образование: Человек, Общество, Государство (историко-педагогические аспекты) [Электронный ресурс] : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; табл., схемы. С. 411–418. ISBN 978-5-7186-1151-9 РИНЦ
  9. Город как открытое образовательное пространство: теория и практика [Текст] / О. В. Рыжкова Anikinа A. S. Ryzhkovа O. V.The city as an open educational space: theory and practice // Материалы 1-й Международной научно-практической конференции «Человек и общество в современной геополитической среде» (ISMGE 2019) – Advances in Social Science, Education and Humanities Research. https://www.atlantis-press.com/proceedings/ismge-19/125912546 https://www.atlantis-press.com/proceedings/ismge-19/125912546 ISBN 978-94-6252-56-0 DOI https://doi.org/10.2991/ismge-19.2019.117Web of Science (соавтор: Аникина, А. С.)
  10. Детский иллюстрированный журнал «Мурзилка» как источник визуальной информации для реконструкции индоктринации «советскости» в 1927–1932 годы // Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки: сборник статей / Авт.-сост. Е.А. Воронцова; отв. ред. А.Г. Голиков. — Москва, 2019. — 1024 с. ISBN С. 477–489 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42662861
  11. Детские журналы как средство конструирования «советского человека» // Детская книга как институт социализации: «золотой ключик» к миру взрослых: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Тагил, 24–25 октября 2019 г.) / отв. ред. А. Н. Садриева. – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогичес кий институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2019. – 288 с. С. 172–182 ISBN 978-5-600-0255-0 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41757425
  12. Формирование городской идентичности как составляющая учебно-воспитательной деятельности педагогического вуза // Актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания: социальные трансформации и историческая память : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Тагил, 22 ноября 2019 г. / отв. ред. Н. Ю. Мочалова. – Нижний Тагил : НТГСПИ (ф) РГППУ, 2019. – с. – С. 149–153. ISBN 978-5-8299-0412-8
  13. Телересусы о Великой Отечественной войне: в помощь преподавателю истории // Война и общество в XX веке: теоретико-методологический, общественно-политический и методический аспекты : XXIV всероссийские с международным участием историко-педагогические чтения / Уральский государственный педагогический университет ; главный редактор Г. А. Кругликова ; ответственный за выпуск А. В. Антонова. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2020. – 1 CD-R OM. – Текст : электронный. С.305-310. ISBN 978-5-7186-1656-9 РИНЦ
  14. Неолитический комплекс стоянки Береговая II Горбуновскомго торфяника и проблемы неолита Зауралья // Camera praehistorica. Археология и антропология. № 1 (4). 2020. С. 27 – 60 ISSN 26583828 РИНЦ https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43137897 (соавторы: Жилин М. Г., Косинская Л. Л., Савченко С. Н., Устинова Е.А.)
  15. Школьный музей как центр социального партнерства по сохранению памяти о Великой Отечественной войне // ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ: Великая Отечественная война в образовании, музейном пространстве и социальных практиках : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Нижний Тагил, 29 мая 2020 г. / Российский государственный профессионально-педагогический университет, Уральский государственный педагогический университет ; отв. ред. О. В. Рыжкова. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2020. – 1 CD-ROM. – Текст : электронный. С. 231-236. ISBN 978-5-7186-1673-6, РИНЦ https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43806660 (соавторы: Базарова М. Р., Мамонова Т. В.)
  16. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в пространстве педагогического вуза // Великая Отечественная война в исторической памяти народа: изучение, интерпретация, уроки прошлого: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / редкол.: А. А. Николаев (отв. ред.), М. А. Семенов (отв. секр.) и др. Ин-т истории СО РАН – Новосибирск: Изд-во «Параллель», 2020, 606 с. С. 153-162 ISBN 978-5-98901-242-8
  17. Вуз и архив: опыт взаимодействия по выявлению и популяризации документального наследия // Документальное наследие и историческая наука. Материалы Уральского историко-архивного форума, посвященного 50-летию историко-архивной специальности в Уральском университете. Екатеринбург, 11–12 сентября 2020 г. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. — 784 с. С. 757-763
  18. Педагогический вуз - детям: об информационно-методической поддержке реализации права ребенка на образование // 30 лет Конвенции о правах ребенка: современные вызовы и пути решения проблем в сфере защиты прав детей: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 17 нояб. 2020 г., Екатеринбург / под ред. Е. М. Дорожкина, И. Р. Морокова. Екатеринбург, 2020. 671 с. Текст: непосредственный. С. 264-268 ISBN 978-5-8050-0705-8
  19. Музей и вуз: возможности взаимодействия по актуализации индустриального наследия города Индустриальное наследие как ресурс для развития. Варианты стратегий. 300+: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 3 – 4 декабря 2020 г. – Нижний Тагил: Нижнетагильский музей-заповедник Горнозаводской Урал, 2020 – 200 с. – С. 133–142 (соавтор: И. Ю. Матвеева)
  20. Рыжкова О.В. Культурно-просветительская (музейная) практика : учебно-методическое пособие / О. В. Рыжкова ; Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» ; Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург : [б. и.], 2021. – 100 с. – Текст : непосредственный.
  21. Рыжкова О. В. По следам тагильского подноса интерактивное знакомство с культурным брендом города // Худояровские чтения : материалы Х Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 275-летию уральской лаковой росписи по металлу 21 – 22 октября 2021 г. – Нижний Тагил: Нижнетагильский музей-заповедник Горнозаводской Урал, 2021 – 367 с. – С. 25–264
  22. Рыжкова О.В. Выставочные проекты в школьном музее // Вторая мировая война: актуальные вопросы истории и исторической памяти в школьном образовании: учебно-методическое пособие/А. С. Аникина, Г. Н. Григорук, И. В. Даренская [и др.] ; Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» ; Уральский государственный педагогический университет ; под ред. О. В. Рыжковой.– Екатеринбург :[б. и.], 2021. – 164с. – Текст : непосредственный. 9,5 печ. л. С. 61-67
  23. Рыжкова О.В. Исследовательские проекты // Вторая мировая война: актуальные вопросы истории и исторической памяти в школьном образовании: учебно-методическое пособие/А. С. Аникина, Г. Н. Григорук, И. В. Даренская [и др.] ; Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» ; Уральский государственный педагогический университет ; под ред. О. В. Рыжковой.– Екатеринбург :[б. и.], 2021. – 164с. – Текст : непосредственный. 9,5 печ. л. С. 67-77
  24. Рыжкова О. В. Культурное наследие города в онлайн-формате: вариативность создания и использования // Электронная информационно-образовательная среда: современные проблемы и перспективы развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Тагил, 26 ноября 2020 г.) / Уральский государственный педагогический университет ; ответственный редактор А. С. Аникина. – Электрон. дан. – Нижний Тагил ; Екатеринбург : [б. и.], 2021. – 1 CD-ROM. – Текст : электронный. С. 234-243
  25. Рыжкова О.В., Хисамова И.И. Проект «PRO_Город трудовой доблести» как форма просвещения и формирования позитивной городской идентичности молодежи // Формирование общероссийской идентичности в поликультурном социуме: научно-теоретические подходы и образовательные практики : XXVI Всероссийские с международным участием историко-педагогические чтения / Уральский государственный педагогический университет ; главный редактор Г. А. Кругликова. – Екатеринбург : [б. и.], 2022. – 1 CD-ROM. – Текст : электронный, с. 369-374.
Контактная информация:
Тел: 8 (3435) 25-53-29
Эл. почта: olimp_a49@mail.ru