Новости по теме

14.06.2023

Наставники о наставниках и не только… Выпуск 3

Юлия Владимировна Несынова – доцент кафедры иностранных языков и русской филологии, преподаватель, на парах которого невозможно заскучать, человек, чья любовь к литературе заражает многих. Она рассказала студентам, как поступила на филологический факультет, как нашла своего наставника, а также ответила на вопросы о том, может ли литература воспитать человека и каким должен быть наставник нашего времени.

− Расскажите, пожалуйста, о себе как о педагоге. Почему вы решили стать именно преподавателем литературы?
− Ну, на самом деле, то, что я стала преподавателем литературы, – это случайное решение. У меня было два желания: подавать заявление или на иностранные языки, или на учителя труда. Я любила шить, готовить, поэтому вторая профессия казалась мне очень привлекательной (улыбается). Но в одиннадцатом классе во втором полугодии я приняла участие в конкурсе сочинений, посвященных своему любимому учителю. Его проводил пединститут. Я написала про учителя химии, Веру Владимировну Преображенскую, и мое сочинение заняло первое место. На него обратил внимание декан филологического факультета, тогда это был Михаил Юрьевич Олешков. Обстоятельства сложились так, что меня уговорили поступать на филологический факультет. Я успешно сдала собеседование (медалисты проходили собеседование), потому что, вообще-то, любила читать и хорошо знала русский язык. Так я и оказалась на филфаке. Но ни разу не пожалела о том, что поступила сюда вот так, «случайно».

− Что для вас значит слово «наставник» и каким был ваш первый наставник?
– Ну, наставник – это человек, который способен… помочь тебе в решении каких-то важных жизненных вопросов. То есть для меня наставник и педагог – это разные вещи, и всегда были разные. В институте преподаватели, у которых я многому научилась, были, но я как-то не воспринимала их именно так. Пожалуй, моим первым настоящим наставником была моя руководительница в аспирантуре, у которой я писала кандидатскую диссертацию. Это Нина Владимировна Барковская. Я увидела человека умнейшего, очень энергичного. Нина Владимировна была заведующей кафедрой. И при этом она была лишена высокомерия, она относилась ко мне, как к родной дочери. У меня были проблемы диссертацией, но Нина Владимировна всегда меня поддерживала, очень мне помогала. Если бы не она, я ничего не написала бы. Я у нее многому научилась, и очень за это благодарна.
− Согласны ли Вы с фразой «Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника»? Если «да» или «нет», то почему?
− Я не согласна с этой фразой. Почему я не согласна? Ну, может быть, потому, что я в своих учителях никогда не видела соперника. Я считаю, что ученик может и, по идее, должен превзойти учителя, потому что, на мой взгляд, это − закон жизни. Я верю в прогресс, в то, что с течением времени все совершенствуется. Помните, мы на первом курсе изучали у А. С. Пушкина стихотворение «Вновь я посетил»?
«…Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! Не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь…»
Мне кажется, что последующее поколение должно быть лучше, совершеннее. Вот поэтому я считаю, что ученик вполне может перерасти учителя и совершенно не обязательно при этом соперничать.

− Читая книги, мы многому учимся. Какая книга является наставником для Вас и почему?
− У меня нет одной книги, которая стала бы для меня наставником. На протяжении моей «читательской жизни» на меня повлияло очень много разных книг. Каждая из них помогла мне что-то открыть в себе, в окружающем мире на определенном этапе жизни. А вот так, чтобы была единственная книга, которая ведет меня всю жизнь вперед, – такой нет…
– Можете рассказать, какие книги повлияли на Вас больше всего?
− Я помню, что, когда еще училась в школе, была книга, которая перевернула меня на несколько месяцев − это «Бабка» В. А. Осеевой. Про мальчика и его бабушку, про то, как он не умел ее ценить. И когда эта бабушка умерла, я вся уплакалась… После этого я очень хорошо стала относиться к своей бабушке, потому что прочувствовала эти моменты, которые были в книге.
Потом очень больше впечатление на меня произвел роман Е. И. Замятина «Мы». Одно время я очень сильно увлекалась произведениями Р. Д. Брэдбери, такими, как «Марсианские хроники» и «Вино из одуванчиков», − это та литература, которая для меня была достаточно важной.
Я очень любила творчество В. П. Крапивина. Когда я была подростком, в его произведениях меня привлекало то, что изображались дети моего возраста, на которых мне хотелось быть похожей. Они были такими принципиальными, готовыми отстаивать свои интересы, не идти на компромиссы с совестью. Нам же очень часто хочется на что-то закрыть глаза и комфортно жить дальше? Вот эта их неготовность идти на сделки с самим собой и своей совестью очень нравилась. Эти подростки были для меня в свое время образцовыми.
Потом, конечно, когда я уже стала взрослее, где-то в районе 30 лет, мне стал все ближе А. С. Пушкин. Я не сразу открыла для себя все его творчество. В институте еще относилась так… ну, Пушкин и Пушкин… А после стала понимать, что практически во всех жизненных ситуациях, в которых я оказываюсь, у меня всплывают в сознании строчки из творчества Александра Сергеевича. Мне кажется, он сумел сказать что-то созвучное моим убеждениям по поводу многих вещей.

− Чьи стихи, на Ваш взгляд, могут воспитать человека духовно и нравственно?
− Вообще я против мысли, что стихи могут воспитать духовно и нравственно, против отношения к литературе как к инструменту воспитания. Мне кажется, что они могут оказаться созвучными настроению, проблеме, а также могут предложить вариант решения, путь виденья этой проблемы (этого вопроса). Но чтобы воспитать… Я не думаю, что проза, что стихи – это воспитывающая стихия. Все равно, мне кажется, воспитывает человек. То первое, что в тебе есть, что внутри заложено, оно в литературе и откликнется. Иначе быть не может.

− Наставники бывают разными. Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать наставник нашего времени?
− Это должен быть человек, который находится в гармонии с самим собой и окружающим миром. Мне кажется, что, если человек чувствует, что находится на своем месте, тогда он может вести за собой других и чему-то их учить. Я думаю, что это должен быть такой человек, которому довелось пережить и взлеты, и падения. Способность правильно воспринимать и преодолевать трудности приходит с личным опытом. Мне кажется, что одно из очень важных качеств, которым наставник должен научить, – правильное отношение к трудностям.
Конечно, я считаю, что наставник должен быть человеком, оптимистично смотрящим на жизнь, потому что такой человек способен поддержать, вдохнуть надежду и веру. И еще, мне кажется, наставник – это человек, который не утрачивает свежести восприятия жизни и любви к ней. Ему должно быть интересно жить!
А ведь собственно, кто такой «наставник»? Чему он может научить человека? Найти свой путь, выбрать правильную дорогу, идти по ней и не бояться, и, может быть, не стремиться достичь какой-то вершины сияющей – ведь это не самая главная цель…
− Спасибо Вам большое!
− Да пожалуйста! Все?! Я свободна, как ветер?!

#ГодПедагогаНаставника #ГПН_2023 #ГПН66


Шляпникова Олеся,
Симакова Юлия,
группа Нт-201о ФДО

Возврат к списку