Новости по теме

16.06.2023

Наставники о наставниках и не только… Выпуск 5

2023 год указом президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. И с кем, как не с педагогом, обсудить это событие? Пообщаться о педагогической деятельности мы решили с заведующей кафедрой социальной работы, управления и права НТГСПИ Ольгой Владиславовной Калашниковой, потому что она не только педагог, но и психолог, который сможет разъяснить все тонкости работы педагога и наставника.

− Добрый день, Ольга Владиславовна. Вам наверняка известно, что указом Президента страны 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Именно этот факт станет темой нашего интервью. Для начала расскажите нам немного о себе как о педагоге. Что вы преподаете? Как давно?
− Огромное спасибо за вопрос и спасибо за то, что есть возможность пообщаться по поводу достаточно актуальной и серьезной проблематики. Я уже 34 года являюсь преподавателем сначала НТГСПИ, затем НТГСПА, а сейчас филиала РГППУ. Долгие годы я преподаю предметную область психологической направленности, хотя последнее десятилетие достаточно серьезно освоила и цикл управленческих дисциплин, и цикл дисциплин, связанных с исследовательской деятельностью. Но все-таки по своей сути я прежде всего психолог. Хотя мое первое базовое образование отнюдь не психологическое. Мое первое образование педагогическое – учитель начальных классов. Психологом я стала позже, получила профессиональную переподготовку, защитила кандидатскую, получила звание доцента в данном направлении. Больше 30 лет работала педагогом-психологом в системе дошкольного образования. Свое направление деятельности люблю и, как та волшебная черепаха, которая живет в сказке про Буратино, «хвалю свое болото» и считаю его самым-самым главным.

− Хорошо, а почему вы решили стать именно педагогом?
− Ну, если честно сказать, я долго не задумывалась при выборе своего профессионального пути. Рядом со мной были люди (это были мои родственники), которые всю жизнь отдали работе в школах. Они были великолепными преподавателями русского языка, литературы, истории. Они были для меня своего рода ориентирами. Мне безумно повезло в рамках моего школьного образования, у меня был великолепный учитель начальных классов, которого я буду помнить всю жизнь. Наверное, глядя на нее, я очень четко поняла, что хочу быть такой же. А потом мне повезло на первом курсе. У меня был великолепный преподаватель, педагог по психологии, и он «заразил» нас своей любовью к этой предметной области. И с того выпуска, к которому я отношусь, из 45 человек, которые должны были стать учителями начальных классов, шесть человек пошли в психологию. И сейчас я очень четко понимаю, что это была заслуга того преподавателя, который смог вложить в наше сознание интерес к данной профессиональной деятельности. Зовут этого преподавателя Нелли Геннадьевна Свинина, которая десятилетиями работала в нашем вузе, она до сих пор является для меня образцом преподавания в данной предметной области.

− Какими главными качествами, по вашему мнению, должен обладать педагог? Обладаете ли вы этими качествами?
− Ну, наверное, качеств, которыми должен обладать настоящий педагог, должно быть очень-очень много. С моей точки зрения, одно из самых главных качеств – это принятие своих воспитанников. Какими бы они ни были. И самая главная задача педагога – принять ребенка таким, каким он является. Важно уважать его со всеми его особенностями и специфическими чертами. Причем принимать даже моменты, которые не вписываются в видение взрослого человека. Даже студенты в какой-то степени дети, и это другое восприятие мира, о котором взрослый человек почему-то очень быстро забывает. И вот, когда мы забываем то состояние, когда мы сами были детьми, тогда мы начинаем терять связь с теми, ради кого мы и работаем. Конечно, помимо любви к детям, принятия детей, восприятия их такими, какие они есть на самом деле, должна быть заинтересованность в своей предметной области и отсутствие желания остановиться и сказать «я все знаю, я все умею». То есть принцип «век живи – век учись» для педагога должен быть базовым и основным. Если брать пирамиду человеческих потребностей по Маслоу, там верхний этаж – это стремление к самоактуализации. Вот, на мой взгляд, педагоги – это люди, которые всегда должны стремиться идти вперед, идти в будущее. Мне сложно сказать, соответствую ли я всему моему представлению о качествах, которыми должен обладать педагог. Да, я стараюсь, но, наверное, нет предела совершенству. И, несмотря на то, что я работаю уже достаточно давно, я не хочу останавливаться, я вижу определенные перспективы, и мне интересно заниматься тем, что я делаю.

− Мы с вами согласны в том, что нужно принимать ребенка таким, какой он есть. Это очень важно, потому что обычно хотят исправить детей. А что, на ваш взгляд, самое трудное в профессии педагога?
− Мы должны знать и понимать: не всегда ребенок и студент может соответствовать нашим ожиданиям. А еще очень важный, на мой взгляд, вопрос – «А должен ли он вообще соответствовать нашим ожиданиям?». Он должен соответствовать тем ожиданиям, которые он строит в отношении самого себя. Мы не можем быть одинаковыми и никогда такими не будем. Когда перед педагогом сидит 25, 30, 45 абсолютно разных людей, понять их и принять – это очень сложно, а иногда и не совсем реально. Я буквально несколько дней назад общалась с преподавателем одной из тагильских школ, и он сказал фразу: «Мне иногда кажется, что учителя ждут каникул даже больше, чем дети». Эта фраза вызывает улыбку, но с точки зрения педагогической деятельности она пугающая. Это значит, что педагогов напрягает то, что они делают, и они не совсем принимают ту работу, которую выбрали, – с грустью констатирует Ольга Владиславовна.

− Иными словами, устают от детей?
− Да, они устают от детей. Очень много сейчас разнообразных обязанностей, бумаг, но, поверьте, это было всегда. И, наверное, у педагога есть одна очень важная защитная функция: дети, если к ним относишься позитивно, умеют отдавать свою энергию и силы, награждая своей любовью и принятием. Это того стоит.
− Мы, конечно, с вами в этом согласны. Вы говорили об учителях в школе, в вузе, которые стали для вас неким примером. Можете ли вы назвать их наставниками или же был какой-то определенный человек, который сильно повлиял на вас?
− Я не могу назвать одного человека, про которого бы я могла сказать: «Этот человек именно мой наставник в профессиональной деятельности». В моем варианте – это интегрированный образ. Это определенные качества и состояния, которые я получала на разных этапах своей жизни и которые потом сложились в мое индивидуальное видение профессиональной деятельности.
− Был ли какой-то совет наставника, который вы запомнили на всю жизнь?
− У меня была родная тетя, которая прожила долгую интересную жизнь и ушла в возрасте 97 лет. Она была абсолютный преподаватель, настоящий учитель. И когда-то она мне сказала: «Ты – мой продолжатель, работай и учи». Может быть, это и сработало как доминирующая установка, так как она для нашей семьи была очень важным и значащим человеком.

− Быть педагогом (наставником) – очень ответственно и сложно, ведь это колоссальная работа с детьми, причем совершенно разными. Педагоги, как любые другие люди, иногда «выгорают». У вас был момент, когда вам хотелось бросить свою работу?
− Он периодически возникает, но у меня есть свои способы восстановления. Во-первых, это мои близкие. Ничто так не восстанавливает ресурс, как выходные, которые проведены с любимыми, родными, дорогими людьми в «родовом гнезде». Это деревня, деревенский дом, рядом со мной мой супруг, мои дети, моя родная сестра… Мы все вместе, мы разговариваем, общаемся, поем песни, радуемся жизни, и, вроде бы, очень сильно устаем физически (ведь это деревенский дом и там есть огород), но это дает какой-то внутренний ресурс, переключение на какие-то другие вещи, эмоциональную поддержку друг друга. Когда этого перестает хватать, есть волшебные места на нашей планете, куда я люблю перемещаться. Я безумно люблю море, я безумно люблю океан, и я для себя поняла очень четко: если раз в полгода я не побываю на морях и океанах, я свой ресурс теряю. Да, это некоторое бегство, но, это бегство, которое позволяет мне снова увидеть какую-то радость, смысл, и обрести желание поделиться теми знаниями, которые у меня есть, с теми с людьми, которых я вижу за партой.

− А есть ли какие-то психологические приемы, которые помогут педагогам, у которых, к примеру, нет средств ехать на море?
− Способов и приемов восстановления ресурсов безумно много, но они все индивидуальны. Кто-то говорит, ему помогают медиативные техники, кто-то говорит, что ему помогает арт-терапия. Арт-терапия сейчас впереди всей планеты: правополушарное рисование, левополушарное рисование. Люди рисуют мандалы, и некоторым это очень нравится. А я беру кисточку в руку и вместо того, чтобы меня успокаивать, она начинает меня возбуждать – вот яркий пример, который доказывает, что подбор этих техник персонифицирован. В последнее время мне помогает пение! То есть я просто начинаю петь. Но это то, что подходит мне. А другим людям может помочь абсолютно другое: кто-то киску погладит и успокоится, кто-то тарелку разобьет и тоже успокоится. Мы индивидуальны, и это надо учитывать.
− А как вы считаете, в чем секрет получения доверия ребенка?
− Это принятие ребенка таким, какой он есть. Причем без степени лукавства, нельзя перед детьми врать, они это очень хорошо чувствуют. Ребенку лучше сказать не очень приятную, но правду, объяснив ему это с рациональной точки зрения. Больше всего дети не любят тех, кто врет. Это детский максимализм. Дети понимают, если один-два раза обманул, это плохой человек.

− А кого ребенок может посчитать наставником?
− Наставником дети могут посчитать того, кто показывает увлеченность своей работой. В современном образовании, к сожалению, очень много безразличных людей. А дети прекрасно понимают, что они просто ресурс для выполнения каких-то профессиональных обязанностей. Педагог – это тот, который рядом, он сопровождающий, он направляющий. Я никогда не забуду фразу своего сына, когда он закончил школу и я ему задала вопрос: «Кого из учителей ты запомнишь на всю свою жизнь?». Он назвал фамилию педагога, с которым у него были очень сложные отношения. Я была безумно удивлена и спросила: «Почему ты выбрал именно ее?» И он ответил: «Мы ей были небезразличны». Наверное, в современном мире это очень важно.

− Сейчас, имея за спиной огромный опыт преподавания, какой главный совет вы можете дать будущим педагогам / наставникам?
− Для себя решить очень четко – ваше это или нет? Потому что, если вы четко понимаете, что ошиблись, вы не только сами не будете получать удовольствие от жизни, но и другим можете нанести непоправимый вред. Ведь дети абсолютно не виноваты в том, что вы когда-то сделали неправильный профессиональный выбор. Конечно, говорить «любите свое дело» − это глуповато. Здесь надо понимать, что профессия педагога синонимична термину «наставник». Настоящий педагог и есть наставник будущего поколения. Работа педагога − безумно сложная, интеллектуально и эмоционально затратная. Но, если вы будете получать от нее удовольствие, вам прилетит обратная связь, потому что, вкладывая в ребенка искренне и открыто, вы получите ответную реакцию. Совсем недавно мы провели большое мероприятие в рамках социального взаимодействия с одной из очень тяжелых школ нашего города – школ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы работали с ними целый год: играли, устраивали концерты и тому подобное. Дети с ОВЗ, на мой взгляд, очень открытые. В самом конце мероприятия ко мне вдруг подбегает мальчишечка 13−14 лет, в серенькой курточке, обнимает и говорит: «Спасибо тебе». И убегает. Он даже не ждет от меня обратной реакции. В этот момент я очень четко поняла: «Ну, значит все, что я делала, было не зря». Даже если один человечек из тех пятидесяти сказал «спасибо», значит кому-то стало хорошо и значит в этом есть смысл.

− Этот пример очень милый и трогательный!
− Это тот момент, когда ты реально понимаешь: они не врут, они говорят то, что они чувствуют. Этого часто не хватает нам с вами, потому что лукавства в педагогике стало слишком много.
− Спасибо вам большое за интервью, было приятно пообщаться. Давайте обнимемся!
− Спасибо, мои хорошие! Пусть все состоится в вашей будущей профессиональной деятельности!
#ГодПедагогаНаставника #ГПН_2023 #ГПН66


Анастасия Духтанова,
Агата Королева,
Екатерина Кузнецова,
группа Нт-201о ФДО

Возврат к списку