Об институте


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В НТГСПИ ЗА 80 ЛЕТ

В данной статье дан обзор истории становления и развития системы профессиональной подготовки специалистов в НТГСПИ с 1939 г. по 2019 г.

Ключевые понятия: система профессиональной подготовки, развитие системы профессиональной подготовки, контроль качества образования, эффективность вуза.


Система профессиональной подготовки – это совокупность условий, обеспечивающих подготовку специалистов с заданными качествами.

Условия – это виды деятельности вуза, направленные на реализацию требований Федеральных государственных образовательных стандартов.

Развитие системы профессиональной подготовки – это организационные мероприятия, направленные на достижение нормативных показателей мониторинга и аккредитации вуза.

Контроль качества образования это мероприятия экспертизы качества реализуемых образовательных программ на соответствие Европейским стандартам гарантии качества образования и экспертиза содержания и качества подготовки, обучающихся на соответствие требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов.

Деятельность вуза всегда находилась под жестким контролем Министерства. Изменяются названия Министерства, формы, показатели и критерии контроля, но компоненты, составляющие систему образования, остаются неизменными. К компонентам системы относятся: кадры, учебные площади, содержание образования, качество подготовки, лабораторно-техническое оснащение, информационное обеспечение, трудоустройство выпускников.

В XXI веке введен новый вид оценки деятельности вуза - эффективность вуза. Эффективность вуза оценивается по результатам следующих видов деятельности: образовательной, научно-исследовательской, международной, финансово-экономической, состоянию инфраструктуры и трудоустройству выпускников. При определении показателей эффективности соблюден принцип преемственности, который заключается в детализации составляющих систему образования. Вторая отличительная особенность контроля XXI века заключается в формализации показателей деятельности пороговыми значениями, невыполнение которых приводит либо к реорганизации вуза, либо к лишению права образовательной деятельности.


СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В 40-е – 60-е ГОДЫ XX ВЕКА

Первые шаги по созданию системы профессиональной подготовки институт сделал в 1939 г. Развитие системы профессиональной подготовки специалистов во все времена представляло собой реализацию образовательной политики государства.

1930 г.

Правительством РСФСР введено всеобщее обязательное начальное обучение и принято решение об обязательном семилетнем образовании.

27 июня 1939 г.

Совет народных комиссаров РСФСР издал постановление «О реорганизации педагогических училищ Наркомата просвещения в учительские институты».

28 июля 1939 г.

Президиум горсовета Нижнего Тагила принял постановление «Об открытии в Нижнем Тагиле учительского института».

В 1939 г. учительский институт сделал первый набор. При плане набора в 150 человек были оборудованы 18 аудиторий, 5 кабинетов, столовая, библиотека и общежитие. Штаты сформированы из преподавателей педучилища и школьных учителей, кандидатов наук не было.

1941 г.

Студенты первого набора сдавали государственные экзамены. Поступил приказ об освобождении всех четырех зданий для эвакуированных учебных заведений. Штаты в составе 10 человек пополнились 9-ю кандидатами наук и доцентами, в результате «остепененность» составила 47%.

В июле 1941 г. институт возглавил бывший секретарь Минского горкома партии, депутат Верховного Совета Белоруссии, историк по образованию П. П. Савицкий. С февраля 1943 г. некоторое время обязанности директора выполнял Л. М. Шнеерсон, затем П. А. Моргун. После его возвращения на родину – в Харьков в марте 1944 г. на должность директора был назначен М. А. Батин. В 1948 г. его сменил М. М. Кожевников.

Кафедры возглавляли кандидаты наук и доценты: русского языка и литературы К. М. Емельянов, кафедру физики и математики П. Е. Бурцев, кафедру истории В. Г. Левин, кафедру педагогики и психологии Е. П. Ересь. Доцент В. П. Турченко вел цикл военно-спортивных дисциплин. На кафедре физики и математики работали: профессор А. А. Ребиков, канд. тех. наук Б. М. Яворский, доцент А. С. Лашко.

Первые традиции организации учебного процесса создавали высококвалифицированные преподаватели. На государственных экзаменах студенты демонстрировали хорошие знания. По итогам 1944–1945 учебного года 95 студентов успешно сдали государственные экзамены, трое из них получили дипломы с отличием. Всего за годы войны институт выпустил более 400 учителей.

1948 г.

Министерская проверка признала работу института неудовлетворительной.

Кандидаты наук вернулись в свои вузы, кафедрами руководить стало некому, за 6 лет сменились 4 директора. Обязанности директора в год проверки исполнял П. А. Трифонов, он же выполнял обязанности зам. директора по учебно-научной работе.

В ситуации развала Министерство просвещения на должность директора института назначило заместителя заведующего ОБЛоНО М. М. Кожевникова. Михаил Матвеевич начал наводить порядок. Большую помощь оказывал Горком партии, выделяя жилье преподавателям, и Министерство просвещения, направляя в институт преподавателей из других вузов.

1952 г.

На ХІХ съезде КПСС принято решение: в 5-й пятилетке приступить в средней школе к политехническому обучению и создать условия для перехода к всеобщему политехническому образованию.

Стране нужны были учителя с высшим образованием.

В этом же году Министерство высшего образования СССР издало приказ «Об изменениях в сети педагогических и учительских институтов РСФСР». Этим приказом Министерство повсеместно учительские институты преобразовало в институты педагогические.

17 октября 1952 г. Исполком Свердловского областного совета народных депутатов принял постановление «О реорганизации Нижнетагильского учительского института в педагогический» и обязал горсовет Нижнего Тагила предоставить пединституту два помещения – учебное и жилое и ежегодно выделять по три квартиры для профессорско-преподавательского состава. Институт в год его создания состоял из двух факультетов: русского языка и литературы и физико-математического .

Обучение 150 студентов осуществляли преподаватели семи кафедр: основ марксизма-ленинизма, русского языка, литературы, физики, математики, педагогики и психологии, естествознания и географии.

Факультеты учительского института – естественно-географический и исторический – были упразднены.

Добиться сохранения исторического факультета не удалось в связи со сложностями трудоустройства учителей истории.

Терять естественно-географический факультет, открытый в 1948 г., значило потерять с трудом собранные кадры и созданную материальную базу.

В 1953 г. Свердловский Обком КПСС предложил институту ходатайствовать об открытии факультета естествознания.

За последние годы на факультете естествознания была создана необходимая материальная база: оборудованы кабинеты ботаники, зоологии, химии; освоены 18 га земли на территории агробиологической станции. Естественно-географический факультет был укомплектован необходимыми высококвалифицированными кадрами.

Ходатайство института Министерство удовлетворило.

1958 г.

Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».

Закон положил начало реформе всей системы образования.

1959 г.

Министерство образования СССР приняло постановление о подготовке в педагогических институтах учителей трудового обучение в школе.

В том же году в нашем институте Министерством просвещения РСФСР были открыты 2 специальности: «Общетехнические дисциплины и труд» и «Рисование, черчение и труд» и созданы два отделения: инженерно-педагогическое и художественно-графическое со сроком обучения 5 лет.

Данное решение было мощным толчком развития всего института в целом.

Осуществив первый набор студентов в педагогический институт в 1952–1953 уч. г., М. М. Кожевников 1 декабря 1952 г. перешел на партийную работу, он был избран секретарем Нижнетагильского горкома партии. Во второй раз в институте начался поток смены директоров. М. М. Кожевникова сменил В. Т. Пономарев, его сменил С. Д. Бегиян, далее – В. И. Старцев, затем И. А. Енин, В. С. Волгин, П. А. Трифонов. Семь директоров за шесть лет. После защиты кандидатской диссертации в 1956 г. М. М. Кожевников вернулся в институт.

В тяжелейшие годы жизни института Михаил Матвеевич в 1958 г. снова был назначен директором института. Проявив силу воли, характер и организаторские способности, он решительно взялся за создание с нуля системы профессиональной подготовки учителей труда.

Преподавателей по трудовому обучению просто не существовало. Но в городе были инженеры, художники. Кадровый потенциал города стал источником первого преподавательского состава для обоих факультетов.

Приглашенные специалисты с энтузиазмом взялись за создание учебной базы, подбор кадров, организацию учебного процесса.

Бушмич Г. А. начальник механического цеха Уралвагонзавода согласился заведовать кафедрой ОТД. Связь с заводами помогла закупить станки, инструменты, подготовить базу для прохождения практики. Г. А. Бушмич сумел создать научное общество из 1 ассистента, 1 мастера и 14 студентов старших курсов ФМФ. Б. Н. Туманов, в будущем зав. кафедрой теоретической физики и кандидат физико-математических наук был его первым студентом.

Г. А. Бушмич начал работать в 1959 г. и уже в 1961 г. Министерство объявило ему и девяти студентам благодарность за изготовление уникального школьного оборудования и рекомендовало родственным вузам использовать опыт кафедры по организации научной работы студентов. ИПФ, быстро развиваясь, стал в стране одним из ведущих факультетов по подготовке учителей трудового обучения. На базе кафедры ОТД была проведена первая Всероссийская научно-практическая конференция по трудовому обучению.

В 1970 г. в приказе ректора института В. И. Владимирцева №239-А от 24 июля был подведен итог работы кафедры ОТД за 10 лет (1959 - 1969 гг.) В приказе было отмечено, что за 10 лет кафедрой завершено внедрение производительного труда во все виды практической подготовки: в учебных мастерских, в технологическую практику, в выполнение курсовых и выпускных проектов. Разработаны и реализованы конструкции различных изделий на сумму 192542 рубля. За 10 лет система подготовки учителей трудового обучения набрала полные обороты.

Несколько сложнее проходило становление системы подготовки учителей труда на ХГФ.

Преподавателей для художественно-графического отделения искали в коллективе известных художников.

Первыми преподавателями ХГФ стали: скульптор М. П. Крамской, выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; В. М. Ушаков, выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной; А. М. Егидис, выпускник Московского художественного института им. В. И. Сурикова; Г. Н. Крапивин, выпускник Рижской академии художеств; Л. И. Перевалов, выпускник Харьковского художественного института.

На должность заведующего кафедрой изобразительных искусств в 1959 г. был избран В. И. Караваев, направленный в вуз Министерством образования после окончания Московского института прикладного и декоративного искусства.

Сочетание подготовки студентов по изобразительному творчеству и техническому труду художники считали нецелесообразным, и в первый же год обучения студентов преподаватели художественно-графического факультета на Ученом совете института поставили вопрос об исключении из специальности «Рисование, черчение, труд» предметную область – труд и о передаче часов на подготовку учителей рисования и черчения.

Министерство ходатайство Ученого совета не удовлетворило.

Факультет принял решение обучать студентов художественному труду.

С 1959 г. по 1985 г. выпускникам факультета присваивалась квалификация «учитель рисования, черчения и труда». В 1985 г. специальность «труд» была упразднена, и факультет перешел на подготовку студентов по специальности «Изобразительное искусство и черчение» с дополнительной специальностью «Педагогика».


Политехнизация коснулась и факультета естествознания.

В 1955 г. на Ученом совете института была утверждена программа развития агробиологической станции, которая являлась практической базой для политехнического образования студентов-биологов.

Под руководством преподавателей студенты заложили поле учебно-опытного севооборота, создали показательный школьный опытный участок, заложили парники. На выстроенном крольчатнике студенты круглогодично (даже в праздничные дни и каникулы) ухаживали за кроликами.

Агробиологическая станция была хорошо оснащена сельскохозяйственной техникой. Имелись трактор, плуги, бороны, сеялка, веялка, соломорезка, сарай для машин, овощехранилище.

В 1958 г. агробиологическую станцию на долгие годы возглавила преподаватель основ сельского хозяйства, агроном с высшим образованием Е. П. Черемных. Она владела необходимыми знаниями, требовательным характером и умела мобилизовать студентов на выполнение трудоемких заданий.

В 60-е и 70-е гг. институт гордился агробиологической станцией. Опыт ее работы был образцом не только для Нижнего Тагила, но и для всей Свердловской области.

1961 г.

В Советском Союзе местная противовоздушная оборона была преобразована в гражданскую оборону.

1962 г.

Министерство просвещения РСФСР издало приказ «Об организации кафедр Гражданской обороны в педагогических институтах», которые должны были готовить медицинских сестер гражданской обороны и учителей, подготовленных обучать школьников основам гражданской обороны.

Ректор института М. М. Кожевников решает нетипичные для педагогического института задачи: создает условия для подготовки медицинских сестер гражданской обороны.

В 1962 г. был создан курс Гражданской обороны и медицинской подготовки. Начальником курса назначена опытный врач, Отличник здравоохранения РСФСР Т. М. Дубинская. В институт ее привлекла возможность заняться наукой.

Под руководством Т. М. Дубинской были оборудованы кабинеты гражданской обороны, медицинской подготовки, токсикологии, оказания первой помощи, разработано методическое обеспечение курса, сформирован преподавательский корпус врачей, организовано качественное обучение студентов.

Обучение основам медицинских знаний и практике выполнения медицинских манипуляций проводилось в течение четырех семестров, общий объем учебной нагрузки составлял 360 часов аудиторных занятий. Курс подготовки медицинских сестер включал лекции, практические и семинарские занятия, а также доклиническую и клиническую практику в медицинских учреждениях.

В течение двух лет была создана система профессиональной подготовки медицинских сестер гражданской обороны и учителей курса «Основы гражданской обороны».

1965 г.

Михаил Матвеевич Кожевников представил заместителю министра просвещения РСФСР Н. В. Александрову ходатайство о переводе Нижнетагильского государственного педагогического института из третьей во вторую квалификационную категорию вузов.

В течение 30 лет институт добивался соответствия требованиям Министерства по следующим видам деятельности: по подготовке кандидатов наук, созданию учебных площадей, учебно-техническому оснащению, информационному обеспечению, увеличению контингента студентов до 5000 человек, качественной успеваемости студентов, коэффициента выпуска (80–85%), 100%-ной явки по месту распределения.

9 апреля 1966 г. – решением Министерства просвещения РСФСР НТГПИ присвоена вторая квалификационная категория.

Анализ становления и развития системы профессиональной подготовки учителей в течение трех десятилетий позволяет сделать следующие выводы :

  1. В 40-е гг. XX века система профессиональной подготовки учителей с неполным высшим образованием одновременно и создавалась, и разрушалась. В военные годы не хватало учебных площадей, остальные составляющие систему были на хорошем уровне. Однако, к концу 40-х гг. условия подготовки учителей не соответствовали требованиям Министерства просвещения РСФСР (не было кандидатов наук).
  2. В 50-е гг. XX века система профессиональной подготовки учителей предметной области сформировалась, но большинство составляющих системы не отвечали требованиям Министерства просвещения РСФСР.
  3. В 60-е гг. XX века Министерство просвещения РСФСР систему профессиональной подготовки учителей Нижнетагильским государственным педагогическим институтом признало отвечающей требованиям Министерства и перевело вуз во вторую квалификационную категорию.
  4. Годы 40-е – 60-е убедительно продемонстрировали роль личности как в создании конкретной системы профессиональной подготовки специалистов, так и в успешности и стабильности работы всего педагогического и студенческого коллективов.
  5. Все годы мощным движущим фактором развития вуза являлась поддержка института городскими властями, основанная на активном участии преподавателей и студентов во всех сферах жизни города.


СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В 70-е – 90-е гг. XX ВЕКА

Особенностью развития сложившейся системы профессиональной подготовки специалистов во все последующие десятилетия являлось усиление результативности определенных видов деятельности.

Так, в 70-е и 80-е гг. ректор В. И. Владимирцев завершил строительство студенческого городка. В эти годы увеличилось число кандидатов наук, стабилизировался преподавательский коллектив за счет обеспечения кандидатов наук квартирами, была отработана вертикальная власть управления учебным процессом, методический Совет института стал руководящим органом управления профессиональной подготовкой специалистов, были введены еженедельные деканские совещания.


Содержание образования - ключевой компонент системы профессиональной подготовки

Восьмидесятилетнюю историю профессиональной подготовки специалистов нашим институтом по содержанию образования и квалификации выпускников можно разделить на два периода. Первый: 40-е – 80-е гг. (50 лет) и второй: 1990-е – 2019 гг. (30 лет).

С 1939 г. до 1990 г. содержание образования было унифицированным. Все педагогические институты обучали студентов по Министерским учебным планам, программам, рекомендованным учебникам, даже программы государственных экзаменов присылало Министерство.

В 1980-тые годы в России начата реформа высшего образования.

Первые шаги, предпринятые Министерством, по изменению содержания образования были сделаны в 1985 г., когда вузы получили последние варианты утвержденных учебных планов, содержавших только федеральный компонент дисциплин. На базе этих планов в 1988 г. факультеты разработали первые, на 50% свои, учебные планы.


Первые полностью вузовские без вмешательства Министерства учебные планы были созданы в 1991 г.

Разработку планов возглавил ректор В. И. Смирнов.

В октябре 1988 года впервые в институте был объявлен конкурс на должность ректора. Ректором вуза на заседании расширенного Ученого совета тайным голосованием был избран Владимир Иванович Смирнов.

В январе 1989 г. Министерство просвещения РСФСР утвердило его в должности ректора института.

Доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии информатизации образования, член-корреспондент Международной академии педагогического образования, почетный гражданин России, почетный гражданин города Нижний Тагил Смирнов Владимир Иванович верой и правдой прослужил на посту ректора 24 года.

Заслуга В. И. Смирнова в разработке учебных планов заключается в том, что, руководствуясь хорошо спланированной тактикой, он заложил подходы и принципы составления учебных планов и учебно-методических комплексов по дисциплинам планов.

На каждом факультете работал временный творческий коллектив, в учебные планы внедрялись решения Совета ректоров Свердловских вузов по структуре планов, по процентному соотношению блоков дисциплин, по организации научной и самостоятельной работы студентов.

Деканам и заведующим кафедрами приобретенный опыт пригодился во все последующие десятилетия при внедрении Федеральных государственных стандартов высшего образования в учебные планы и основные образовательные программы.

Путь, проторенный при создании системы профессиональной подготовки учителей трудового обучения, был ориентиром при создании систем профессиональной подготовки на новых факультетах: социальной работы (1999 г.), безопасной жизнедеятельности (2001 г.), сценических искусств (2005 г.).

Последние годы XX в. характеризуются активной подготовкой института к очередной аттестации. В. И. Смирнов создал максимум условий для работы над докторскими диссертациями. Он открыл не учительские специальности, ввел систему обучения на коммерческой основе, создал систему воспитания профессиональных качеств вне учебного времени. Ректор положил начало оснащению компьютерной техникой учебных аудиторий, библиотеки и управленческих подразделений, открыл при институте лицей, преобразил интерьер учебных корпусов.

Виртуальная выставка в формате альбома «Профессиональная подготовка специалистов 1939-1999 годы»


XXI ВЕК.

ГОДЫ ВЕЛИКИХ ПЕРЕМЕН

Рубежные десятилетия XX и XXI вв. в корне изменили российское образование. Модернизация содержания образования, стандартизация общего и профессионального образования. Разработка вузами основных образовательных программ, их лицензирование. Введение ЕГЭ, переход на подушевое финансирование и увеличение доли бюджета от коммерческой деятельности вузов, отмена государственного распределения выпускников, мониторинг качества образования, мониторинг эффективности вузов – все эти нововведения требовали создания новой системы профессиональной подготовки специалистов. Новой по содержанию обучения, уровням и целям обучения и качеству подготовки.

В XXI веке образовательная деятельность вуза определяется результатами аттестация и аккредитация образовательных организаций.

2003 г.

По результатам аттестации, лицензирования и аккредитации институту в 2003 г. Министерство образования РФ присвоило статус социально-педагогической академии (Приказ Министерства образования Российской Федерации №3507 от 9 сентября 2003 г.).

2008 г.

По результатам комплексной оценки деятельности вуза (аттестации, лицензирования и аккредитации) Министерство образования и науки РФ подтвердило статус академии и выдало Свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности академии.



ГРОМ ГРЯНУЛ НЕОЖИДАННО

2012 – 2013 гг.

В ноябре 2012 г. Министерство образования и науки РФ по результатам мониторинга установило деятельность НТГСПА с признаками неэффективности.

В марте 2013 г. экспертная комиссия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки провела экспертизу образовательных программ и сделала заключение, что содержание и качество подготовки обучающихся и выпускников НТГСПА по образовательным программам высшего профессионального образования соответствует государственным образовательным стандартам (ГОС и ФГОС). Академия получила Свидетельство о праве на образовательную деятельность.

В августе 2013 г. Министерство образования и науки РФ издало приказ № 1002 «О реорганизации академии в форме присоединения к Российскому государственному профессионально-педагогическому университету».

Этим приказом Министерство понизило юридический статус академии, лишив академию самостоятельности, и повысило образовательный статус, реорганизовав академию в филиал университета. Обучаясь в педагогическом институте, выпускники получают диплом об окончании РГППУ, т.е. студенты института получают университетское образование.

Педагогическому коллективу Нижнетагильского государственного социально-педагогического института предстояло подтвердить образовательный статус университета, заработанный педагогическим коллективом Российского профессионально-педагогического университета.

В 2018 г. НТГСПИ успешно выдержал требования к аттестации и аккредитации университета.


2014 г.

ИСТОРИЯ ПЕРЕВЕРНУЛА СТРАНИЦУ

В течение года (с августа 2013 по сентябрь 2014 г.) продолжалась реорганизация академии. В результате полностью была изменена организационно-управленческая структура академии, передано имущество, документы академии приведены в соответствие с документами университета, освободилось много учебных площадей. В течение ряда лет существенно сокращался план набора, что стало причиной потери большого количества высококвалифицированных кандидатов и докторов наук. Для института сокращение ППС стало самым тяжелым последствием реорганизации академии.

С 25 октября 2014 г.

наш вуз приобрел новый статус и новое название: «Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет».

2015 г.

первый директор филиала РГППУ в Н. Тагиле

Лилия Евгеньевна Егорова

Ректор РГППУ Евгений Михайлович Дорожкин с 1 января 2015 г. директором института (филиала) университета в Н. Тагиле назначил кандидата педагогических наук Лилию Евгеньевну Егорову.

Выпускница физико-математического факультета НТГПИ (1992 г.), кандидат педагогических наук (2004 г.), заведующая кафедрой прикладной информатики (2004 – 2014 гг.), доцент (2008 г. по кафедре информатики и методики обучения информатике), декан факультета естествознания математики и информатики (2014 – 2015 г.).

Обладая чертами характера современного руководителя, волевая, требовательная к себе и коллегам, свою трудовую деятельность Лилия Евгеньевна начала с создания новой системы управления филиалом университета, новой не по форме, а по содержанию. Прежде всего, были установлены деловые отношения между управленческими службами университета и института, было приведено в соответствие с контингентом студентов штатное расписание профессорско-педагогического состава, учебно-вспомогательного персонала, внесены коррективы в организационно-управленческую документацию, в работу Ученого совета института, была изменена структура управления административно-хозяйственной деятельностью института, на базе существовавших традиций зарождались новые традиции.


Годы

2015, 2016, 2017

Первые годы работы Л. Е. Егоровой совпали с подготовкой РГППУ к аккредитации. Нашему институту предстояло пройти испытание самостоятельно по тем же показателям, по которым проходил аккредитацию университет. Три года новое руководство института: директор Л. Е. Егорова, зам. директора по общим вопросам С. А. Устинова, зам. директора по учебно-методической работе Л. П. Филатова в тесном контакте с руководством университета, деканами и заведующими кафедрами готовили педагогический коллектив, студентов и документацию к предстоящей в 2018 г. аттестации и аккредитации РГППУ.


ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА

2018 г.

В марте 2018 г. специалистами Национального центра профессионально-общественной аккредитации в институте была проведена внешняя экспертиза качества подготовки по образовательным программам: 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки); 44.04.01 Педагогическое образование (магистратура); 44.06.01 Образование и педагогические науки (аспирантура).

По результатам проведенной экспертизы сделан вывод о том, что качество реализуемых образовательных программ соответствует стандартам и критериям профессионально-общественной аккредитации, установленным в соответствии с Европейскими стандартами гарантии качества образования ESG - ENQA .


27 июня 2018 г.

Национальный Центр профессионально-общественной аккредитации выдал институту Свидетельство о профессионально-общественной аккредитации.

В октябре 2018 г. в институте работала экспертная комиссия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. В результате проверки установлено соответствие содержания и качества подготовки обучающихся Федеральным государственным образовательным стандартам по четырем вышеназванным образовательным программам.


28 ноября 2018 г .

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки выдала институту Свидетельство о государственной аккредитации.

В масштабах 80-летнего юбилея институт в статусе филиала существует пять лет. Срок не очень большой, но достаточный, чтобы дать первую оценку деятельности коллектива в новом статусе.

Управленческие стратегические и тактические решения директора филиала Л. Е. Егоровой направлены на достижение соответствия требованиям ФГОСов к условиям качественной подготовки специалистов и критериям эффективности деятельности вуза.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА В ТЕЧЕНИЕ 2015 – 2019 гг.

Кадры.

Реализацию образовательных услуг осуществляют высококвалифицированные кадры. В связи с сокращением плана набора численность профессорско-преподавательского состава за 5 лет уменьшилась на 40 человек:

  • в 2014 г. – 119 человек, из них канд. наук – 70,98 %; докт. наук – 6,23 %;
  • в 2015 г. – 124 человека, из них канд. наук – 67,07 %; докт. наук – 5,63 %;
  • в 2016 г. – 106 человек, из них канд. наук – 72,07 %; докт. наук – 6,8 %;
  • в 2017 г. – 82 человека, из них канд. наук – 80,84 %; докт. наук – 6,3 %,
  • в 2018 г. – 81 человек, из них канд. наук – 77 %; докт. наук – 5,7 %;
  • в 2019 г. – 83 человека, из них канд. наук – 75 %; докт. наук – 5,7%.

В эти годы процент остепененных преподавателей составлял от 72,2% до 87,1%.


Образовательные программы.

На 01.10.2019 г. в НТГСПИ с учетом различных профилей реализуется 66 основных образовательных программ: бакалавриат – 56, магистратура – 6, аспирантура – 2, СПО – 2.


Новации в структуре образования.

- Впервые в институте выстроена многоуровневая система подготовки кадров. Разработаны и реализуются сквозные образовательные программы, позволяющие получать среднее профессиональное и высшее образование трех ступеней (бакалавриат, магистратура и обучение в аспирантуре).

Студентам при освоении различных образовательных программ предоставлена возможность получить одновременно два и более диплома. Это могут быть программы бакалавриата, программы бакалавриата и подготовки специалистов и служащих среднего звена. В настоящее время студенты обучаются по четырем таким образовательным программам (1 – ФЕМИ, 3 – ФФМК).

- На социально-гуманитарном факультете разработана и реализуется образовательная программа интегрированного освоения ОПОП среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» и ОПОП высшего образования по направлению 39.03.02 «Социальная работа», профиль «Управление и предпринимательство в социальной сфере». Обучение осуществляется на основе договора о сотрудничестве, заключенного НТГСПИ и Нижнетагильским государственным профессиональным колледжем имени Н. А. Демидова. В результате выпускники получают диплом о среднем профессиональном образовании (квалификация «Юрист») и диплом о высшем образовании (квалификация «Бакалавр»).

- НТГСПИ является одной из 22 образовательных организаций Уральского федерального округа, осуществляющих в разном объеме подготовку специалистов по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки. Подавляющее большинство выпускников, освоивших эти программы, трудоустраиваются в образовательные организации регионов.

- НТГСПИ – член Ассоциации « Национальная платформа открытого образования».

С целью развития электронного и дистанционного образования в 2018 г. подписан договор о сотрудничестве с Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», который дает возможность в режиме онлайн изучать дисциплины (курсы, модули), разработанные ведущими университетами и учеными России (МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и Университет ИТМО). С момента основания в сентябре 2015 г. участники Ассоциации совместно с включившимися в эту работу другими вузами (в том числе и НТГСПИ) разработали и организовали изучение более 388 курсов с применением технологий онлайн.

Участие института в данном проекте способствует повышению качества обучения студентов, обновлению содержания основных образовательных программ, увеличивает вариативность предложенных курсов, дает возможность формировать индивидуальные образовательные траектории.


Система дополнительного профессионального образования .

Дополнительное профессиональное образование институт осуществляет с 2001 г. За это время выдано 11 236 удостоверений о повышении квалификации (ПК) и 1196 дипломов о профессиональной переподготовке (ПП). Ежегодно более 2000 педагогических работников, руководителей и специалистов предприятий и организаций города и области повышают свой профессиональный уровень.

За последние 5 лет, учитывая потребности рынка, по заказам предприятий и организаций региона были разработаны и реализованы более70 новых образовательных программ: Профилактика девиантного поведения подростков в образовательных учреждениях, АРТ-терапия в инклюзивном образовании, Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), Военное дело, Навыки оказания первой помощи и др. Мобильность обучения и программ дают возможность развивать сформированные компетенции и получать новые для нового вида профессиональной деятельности.


Качество образовательных программ.

По итогам проведенного в 2016 г. опроса экспертов в области качества образования, руководителей учебно-методических объединений (УМО), ведущих ученых, представителей профессиональных союзов, работодателей реализуемые в НТГСПИ образовательные программы: 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.02 Психолого-педагогическое образование вошли в число лучших образовательных программ высшего образования России.

В 2018 г. экспертная комиссия Национального Центра профессионально-общественной аккредитации по результатам анализа образовательных программ 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), 44.04.01 Педагогическое образование (магистратура), 44.06.01 Образование и педагогические науки (аспирантура) признала их качество соответствующим стандартам и критериям профессионально-общественной аккредитации. Показатели и критерии профессионально-общественной аккредитации установлены в соответствии с Европейскими стандартами гарантии качества образования ESG-ENQA.


Качество подготовки специалистов.

Законом «Об образовании в РФ» (2012 г.) была введена в практику независимая оценка качества образования, которая включает в себя: 1) независимую оценку качества подготовки обучающихся и 2) независимую оценку качества образовательной деятельности организации.

По результатам анкетирования студентов, их родителей и преподавателей, которое проводилось на сайте Международного информационного агентства «Россия сегодня» Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт по показателям НОКО (Независимая оценка качества образования) в 2017 г. получил 80,12 балла из 90 возможных. Это говорит о качественной подготовке студентов, высоком уровне образовательной среды, способствующей развитию студентов, их профессиональных и личностных качеств.

Знания и умения, полученные выпускниками в период обучения в институте, позволяют им успешно заниматься не только основными видами профессиональной деятельности. Среди выпускников большое количество руководителей образовательных организаций, учреждений социальной защиты, культуры и искусства, глав муниципалитетов и их заместителей, руководителей управлений в администрациях муниципальных образований, преподавателей колледжей и вузов, тренеров и инструкторов спортивных школ и клубов, преподавателей детских художественных школ и школ искусств. Выпускники работают в органах исполнительной власти, в сфере информационных технологий, в малом и среднем бизнесе, на промышленных предприятиях. Реализуя творческий потенциал, сформированный в годы обучения в вузе, некоторые из выпускников стали известными журналистами, переводчиками, писателями, актерами, художниками.


Движение за повышение качества профессионализма.

Международное движение WorldSkills зародилось в послевоенные годы в Испании (1947 г.) с целью популяризации рабочих профессий и повышения их престижа. Россия включилась в движение в 2012 г.

Институт впервые принял участие в WorldSkillsRussia в 2017 г. Инициаторами выступили студенты ФЕМИ, показав свой профессионализм на V Открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (г. Екатеринбург) по компетенции «Графический дизайн» (Масут Корчагин) и по компетенции «Веб-разработка» (Илья Порошин, Кирилл Меркулов и Алексей Шмотьев). Кирилл Меркулов занял 4 место (квалификационная медаль).

С этого года движение студентов института за повышение качества профессиональной подготовки быстро набирало обороты, число участников конкурсов увеличивалось. В 2017 г. в региональных этапах чемпионата профессионального мастерства WorldSkillsRussia приняли участие 14 студентов, в 2018 г. – 20, в 2019 г. – 28 человек.

Студенты участвуют и в Национальных межвузовских чемпионатах. В ноябре 2017 г. студент СГФ Михаил Дягилев принял участие в первом финальном Национальном межвузовском чемпионате Worldskills (г. Москва).

В мае 2018 г. студент СГФ Сергей Намятов в финальном VI Национальном чемпионате (г. Казань) «Молодые профессионалы» занял 2 место и стал вице-чемпионом России по компетенции «Организация экскурсионных услуг».

В ноябре 2018 г. в финальном II Национальном межвузовском чемпионате по стандартам Worldskills Ксения Белынцева заняла 4 место и получила медальон за мастерство, набрав 507 баллов, а Илья Порошин вошел в десятку финалистов с результатом 491 балл.

Членство университета в качестве ассоциированного партнера в Союзе «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» позволило НТГСПИ в октябре 2017 г. на базе филиала впервые организовать и провести вузовский отборочный чемпионат WorldskillsRussia по педагогическим компетенциям: «Преподавание в основной и средней школе» и «Преподавание технологии». По результатам чемпионата студент СГФ Михаил Дягилев награжден золотой медалью, студентка ФЕМИ Наталья Косачева – серебряной медалью, три студента награждены бронзовыми медалями: Николай Канаука (СГФ), Алена Меньшенина (ФСБЖ), Ксения Пискунова (ФСБЖ).

Филиал стал региональной площадкой движения WorldSkillsRussia.

В апреле 2018 г. институт организовал и провел 2-й, теперь уже Открытый вузовский отборочный чемпионат, в котором появилась новая компетенция «Программные решения для бизнеса». Выросло количество участников, в конкурсе впервые приняли участие студенты из других вузов. По результатам чемпионата в компетенции «Преподавание в основной и средней школе» 1 место заняла Ксения Белынцева (СГФ), 2 место – Виталий Мароченков (ФФМК), 3 место – Яна Склярова (ФСБЖ); в компетенции «Программные решения для бизнеса» 1 место – Евгений Решетников (ФЕМИ), Медаль за профессионализм получил студент ФЕМИ Илья Порошин.

Третий Открытый вузовский отборочный чемпионат WorldskillsRussia состоялся в апреле 2019 г. уже по пяти компетенциям: «Преподавание в младших классах», «Преподавание в основной и средней школе», «Преподавание технологии», «Программные решения для бизнеса», «Туризм».

Впервые были организованы соревнования по двум новым компетенциям: «Преподавание в младших классах» и «Туризм». Численность конкурсантов составила 43 человека из различных регионов России (города Глазов, Набережные Челны, Екатеринбург).

На чемпионате высокий уровень профессиональной подготовки по разным номинациям показали будущие специалисты:по компетенции «Преподавание в младших классах»: Марина Вихарева (1 место, ФППО), Татьяна Базанова (2 место ФППО), Валентина Щербакова (3 место, ФППО). Победители по компетенции «Преподавание в основной и средней школе»: Дарья Перина (1 место, ФЕМИ), Владислав Михайлюк (2 место, СГФ), Рашида Волошина (3 место, ФФМК). Статус «Medallion for Excellence» получила Екатерина Вахмянина (ФФМК). Победители покомпетенции «Программные решения для бизнеса»: Илья Порошин (1 место, ФЕМИ), Виктория Власова (2 место, ФЕМИ), Герман Попов (3 место, ФЕМИ); по компетенции «Туризм»: Лиана Зауэр и Сергей Намятов (1 место, СГФ), Анна Зорина и Ирина Хисамова (2 место, СГФ), Александр Дьяченко и Юлия Кулькова (3 место, ФСБЖ).


Студенты института – именные стипендиаты.

На протяжении последних 5 лет более 20 студентов стали именными стипендиатами: Правительства РФ (8 человек), Президента РФ (6 человек), победителями конкурса «Студент года» и стипендиатами Губернатора (7 человек).

Премия «Студент года» учреждена Российским союзом молодежи и Министерством образования и науки Российской Федерации. Этот федеральный проект призван выявить, поддержать и признать особые достижения студентов в области науки, творчества, спорта, журналистики, молодежной политики, студенческого лидерства и общественной деятельности.

Учредителями этой Премии на территории Свердловской области явилось Правительство Свердловской области. Победителями конкурса в 2017 г. стали студенты социально-гуманитарного факультета Сергей Намятов и Ксения Белынцева, в 2018 г. – Ксения Белынцева.


Трудоустройство выпускников.

Согласно данным Департамента по труду и занятости населения Свердловской области с каждым годом уменьшается число выпускников института, обращающихся в «Нижнетагильский центр занятости» за содействием в трудоустройстве. Так, в 2015 г. в центр занятости обратились 23 человека (15% от числа выпускников); в 2016 г. – 27 чел. (10%); в 2017 г. – 9 чел. (3,7%); в 2018 г. – 12 чел. (4%); в 2019 г. обратились 4 чел. (2%).

Выпускники работают более чем в 20 регионах России, в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе, Пермском крае, Челябинской области, Ямало-Ненецком автономном округе, в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других центральных регионах страны. 78% выпускников трудоустраиваются в Свердловской области, 44% – в г. Нижнем Тагиле.

По официальной статистике Министерства образования и науки Российской Федерации (ныне Министерства науки и высшего образования Российской Федерации), 85 % выпускников успешно трудоустраиваются по специальности. В разрезе разных специальностей (направлений подготовки) доля трудоустройства колеблется от 67% до 100%:

Во многом высокие показатели трудоустройства связаны с планомерной (системной) работой института по трудоустройству выпускников, а также с тем, что школы Нижнего Тагила и Горноуральского городского округа испытывают большой кадровый дефицит.


Рейтинг института.

Ежегодно Национальный фонд поддержки инноваций в сфере образования по результатам деятельности вузов и их филиалов по различным критериям и показателям выстраивает ряд рейтингов.

В рейтинге образовательных организаций в области «Образование и педагогические науки» в 2018 г. НТГСПИ занял 20 место среди 81 вуза и филиала, осуществляющих образовательную деятельность по укрупненным группам специальностей и направлений (УГСН) и имеющих образовательные программы, входящие в перечень «Лучших образовательных программ инновационной России».

По результатам проведенного мониторинга эффективности деятельности вузов и филиалов в 2018 г. НТГСПИ вошел в 5-ю лигу (из 10).

По итогам приемной кампании 2018 г. (результаты ЕГЭ абитуриентов) НТГСПИ отнесен ко 2-й лиге (из 5).

Повысилась средняя заработная плата ППС. Если в 2014 г. она составляла 87% к средней по экономике субъекта РФ (при нормативном значении 100%), то в 2018 г. она составила 200% (при нормативном значении 200%).

Вырос среднегодовой доход на одного научно-педагогического работника, получаемый из разных источников финансирования (2014 г. – 2 065,47 тыс. р., 2018 г. – 2 424,97 тыс. р.).

Институт располагает материальной базой, обеспечивающей ведение основных видов деятельности. Имеется 7 учебных корпусов общей площадью 46 434 кв. м., под учебно-лабораторные аудитории отведено 28 271 кв. м., что превышает рекомендованный норматив в 12 кв. м. на 1 студента приведенного контингента. Общежитием обеспечены 100% студентов, нуждающихся в жилье.

Показатели деятельности филиала ежегодно превышают пороговые значения не менее чем по четырем показателям (из семи), используемым в мониторинге эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, проводимом Минобром РФ.


РОЛЬ НТГСПИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ГОРОДА

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (в настоящем – филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета) в течение 80 лет активно участвует в решении кадровых задач г. Н. Тагил, Горнозаводского управленческого округа и Свердловской области.


Подготовка кадров.

За 80 лет вуз дал путевку в жизнь 54 179 выпускникам: учительский институт за 14 лет (1939–1953) выпустил 1571 учителя; педагогический институт за 43 года (1954–2002) подготовил 27606 учителей; академия за 12 лет (2003–2014) выпустила 22546 бакалавров, специалистов и магистров, подготовленных для работы в образовании, в социальной сфере и в управлении; институт в статусе филиала за 5 лет (2015–2019) выпустил 2456 учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, тренеров, психологов, IT -специалистов.

Профессиональная подготовленность специалистов находит широкое применение не только в сферах образования, воспитания, социальной, культурно-просветительской, но и на промышленных предприятиях акционерного общества «Евраз-НТМК» и «Уралвагонзавода», в органах внутренних дел, в МУП «Горводоканал», в ФКП «Нижнетагильский институт испытания металлов», в медицинских учреждениях и в торговой сети.


Сетевое взаимодействие.

В 2015 г. по инициативе директора филиала Л. Е. Егоровой и начальников управления образования Т. А. Удинцевой (Администрация г. Нижний Тагил) и А. В. Лунева (Администрация Горноуральского городского округа) разработана Программа сетевого взаимодействия образовательных организаций регионов.

Новизна взаимодействия заключается в интеграции науки и образования, развитии сотрудничества и взаимодействия основных субъектов инновационных процессов в образовании. Заметно расширяются территориальные границы взаимодействия, выходя на всероссийский и международный уровень.

В 2016 г. в соответствии с Постановлением Правительства СО № 887-ПП «Об утверждении перечня региональных инновационных площадок в Свердловской области», НТГСПИ присвоен статус региональной инновационной площадки Свердловской области для реализации проекта «Три П: Проект. Портфолио. Профиль. (Сетевое партнерство как средство реализации ФГОС нового поколения) на 2016–2019 гг.».

В 2018 г. на основании протокола заочного заседания Комиссии по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования № Д02-4/02пр НТГСПИ присвоен статус федеральной инновационной площадки. Тема проекта: «Создание окружной модели сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа в целях содействия интеграции науки и образования, развития сотрудничества и взаимодействия основных субъектов инновационных процессов в образовании (2019–2023 гг.)».

Сетевое взаимодействие реализуется через работу муниципальных ресурсных центров (далее – МРЦ), объединяющих работников различных образовательных организаций. Всего в 2018 г. функционировали 26 МРЦ, на базе которых осуществлялось научно-методическое сопровождение деятельности муниципальных методических объединений педагогов-предметников и студентов, проводились консультации, семинары, конференции, мастер-классы, тренинги, фестивали методических идей, презентации портфолио молодого педагога, конкурсы проектов, олимпиады. Учащиеся и студенты вовлекались в творческую и исследовательскую деятельность института посредством участия в совместных мероприятиях.

Постоянными партнерами НТГСПИ в рамках организации и проведения учебных, научных и культурно-просветительских мероприятий в Свердловской области и в г. Нижнем Тагиле являются: УрФУ, Государственный архив Свердловской области, Департамент образования Администрации г. Екатеринбург, Нижнетагильский городской исторический архив, Нижнетагильский краеведческий музей, МБУК Нижнетагильский музей изобразительных искусств, МБУ Информационно-методический центр, Музей памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты, а также учреждения соцзащиты города (детские дома, дома престарелых, реабилитационные центры) и т. д.

Многолетнее сотрудничество связывает институт с учреждениями государственной службы. Руководители государственной службы систематически приглашают преподавателей института для работы в экспертных комиссиях разного назначения.

Институт осуществляет тесное взаимодействие с учреждениями культуры г. Нижний Тагил при проведении образовательных, просветительских проектов среди учащихся образовательных организаций города.

Преподаватели НТГСПИ входят в состав Совета при Главе города по реализации национального проекта «Образование», в Общественный совет по проведению независимой оценки качества работы муниципальных образовательных организаций, подведомственных и находящихся в ведении управления образования Администрации города Нижний Тагил. Преподаватели осуществляют консультирование учителей региональных инновационных площадок в г. Нижнем Тагиле, выступают экспертами по разработке стратегии социально-экономического развития г. Нижнего Тагила.

Результаты работы филиала в течение пяти лет существования позволяют утверждать, что институт успешно вошел в образовательную среду университета. Профессорско-преподавательский коллектив не снизил темпы и результаты своей деятельности. Система профессиональной подготовки специалистов не дает сбоев. Отсутствуют неразрешимые разногласия между управленческими службами университета и филиала.

Гарантом дальнейшего успешного развития Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала) РГППУ является кадровый потенциал института и восьмидесятилетний опыт профессиональной подготовки специалистов в условиях систематического реформирования образовательной системы государства.