Нормативные документы для обучающихся:
Полезная информация:
Общие сведения о наличии в Нижнетагильском государственном социально-педагогическом институте (филиале) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет (далее – филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле) условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Показатель
|
Наличие условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
|
Нормативное обеспечение
|
Нормативно-правовые локальные акты, регламентирующие работу с инвалидами и лицами с ОВЗ
|
Положение об организации инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в котором отражены организационные особенности обучения инвалидов и лиц с ОВЗ; особенности работы с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ОВЗ; требования к доступности зданий института и безопасного в них нахождения; особенности адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ; технология комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ
Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Порядок проведения и объём подготовки по физической культуре для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в филиале РГППУ в г. Нижнем Тагиле
Назначено должностное лицо, ответственное за работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: заместитель директора по общим вопросам Устинова Светлана Александровна,
тел. 8(3435) 25-53-10, 8(3435) 25-36-44;
E-mail: office@ntspi.ru.
|
Ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов
|
Осуществляется ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах: поступления, обучения, трудоустройства.
|
Реализация требования к доступности зданий и сооружений профессиональных образовательных организаций и безопасного в них нахождения
|
Обеспечение доступности прилегающей территории, наличие в помещениях, зданиях инфраструктуры, обеспечивающей условия для пребывания лиц с ограниченными возможностями
|
Паспорта доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования
План мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг
Образовательный процесс для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья проводится в учебном корпусе № 1, литер А, расположенном по адресу: 622031, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, 57.
Помещения доступны частично избирательно для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения (с сопровождающим, в том числе сотрудником организации), слуха.
Вход учебного корпуса с минимальным перепадом высот оборудован пандусом и звонком к дежурному сотруднику службы охраны.
Входные двери со стеклопакетами промаркированы контрастными знаками для слабовидящих.
При входе в корпус имеется вывеска с названием и адресом организации, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Корпус оснащен противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло.
Имеется специализированная стоянка для автотранспорта лиц с ограниченными возможностями в количестве двух парковочных мест.
В связи с отсутствием возможности обустройства всего здания (в силу конструктивных и архитектурно-планировочных причин) планируется адаптация первого этажа для обеспечения доступности инвалидам предоставляемых образовательных услуг путем создания специальной универсальной зоны (учебной аудитории, бытовой комнаты, санитарно-гигиенического помещения), максимально приближенной к входу.
|
Информационная открытость
|
Сведения об информационном обеспечении доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ
|
На сайте филиала РГППУ в г. Нижнем Тагиле представлена информация об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ https://ntspi.ru/sveden/common/
|
Кадровое обеспечение
|
Дополнительная подготовка педагогических работников
|
В институте ежегодно осуществляется плановое повышение квалификации педагогических работников по программе «Инклюзивная практика в высшем образовании» с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека.
В 2018 г. совместно с Автономной некоммерческой организацией повышения социально и деловой активности «Белая трость» реализована программа повышения квалификации «Формирование коммуникативной компетенции для взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья». Цель программы – повышение качества доступной среды через формирование коммуникативных инклюзивных компетенций у сотрудников, взаимодействующих с инвалидами, в процессе практико-ориентированного обучения с участием преподавателей из числа инвалидов. Уникальность программы заключается в том, что в качестве преподавателей выступали люди с различными видами инвалидности, имеющие богатый опыт инклюзивных взаимодействий во всех сферах жизни, а также выступающие в роли тьюторов и преподавателей в течение многих лет.
Организовано повышение квалификации работников филиала по программе «Организация электронного обучения в высшей школе с использованием дистанционных образовательных технологий».
Организовано повышение квалификации главного специалиста по инклюзивному образованию, сопровождению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по программе «Инклюзивная практика в высшем образовании», 04 апреля-27 мая 2016 г., Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, удостоверение № 180000128950.
Для педагогических и других работников института разработаны «Методические рекомендации по работе со студентами-инвалидами и обучающимися с ОВЗ», «Инструкция для работников, участвующих в обеспечении доступной среды для инвалидов». Проводятся инструктажи по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых филиалом, со всеми вновь принимаемыми на работу; повторный инструктаж проводится один раз в два года.
|
Обеспечение требований к работе с абитуриентами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
|
Организация профориентационной работы с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ОВЗ
|
В вузе созданы условия для довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ОВЗ. Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле проводит профориентационную работу с абитуриентами - лицами с ограниченными возможностями здоровья. Основными формами работы являются профориентационная дополнительная образовательная программа, профориентационное тестирование (при желании абитуриента-инвалида и абитуриента с ОВЗ), дни открытых дверей, консультации для лиц с ограниченными возможностями здоровья и родителей по вопросам приема и обучения, участие в олимпиадах школьников, рекламно-информационные материалы для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В вузе действует Центр тестирования и профориентации (ЦТИП, 622031, Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, 57, каб. 108.), является региональным представительством Центра тестирования и развития в МГУ им. М.В. Ломоносова «Гуманитарные технологии» г. Москва, реализующим следующие направления деятельности:
- профориентационная диагностика;
- профориентационное консультирование;
- профессиональное развитие;
- психологическое семейное консультирование.
|
Сопровождение вступительных испытаний в вузе для абитуриентов-инвалидов.
|
При поступлении в вуз абитуриенты-инвалиды, и абитуриенты с ОВЗ не имеющие результатов Единого государственного экзамена, могут самостоятельно выбирать, сдавать ли им вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно, или Единый государственный экзамен в дополнительные сроки. При выборе абитуриентом-инвалидом вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, созданы специальные условия, включающие в себя возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), возможность использовать технические средства, помощь ассистента, а также увеличение продолжительности вступительных испытаний.
Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
|
Техническое обеспечение образования
| В учебном процессе используются мультимедийные средства, проекторы с экранами, интерактивные доски, учебники на электронных носителях, видеолекции.
Имеются рабочие места, оборудованные специальными средствами, персональные компьютеры с подключенными Web-камерами. Для слабовидящих в институте имеется специальное оборудование: электронный ручной видеоувеличитель Snow 7HD Plus, клавиатура с большими кнопками для людей с ограниченными возможностями. Предусмотрена возможность увеличения текста при работе с электронными материалами на компьютерах института. Ссылки имеются на главной странице сайта https://www.ntspi.ru/
Создан кабинет психологической разгрузки и саморегуляции, оборудованный сухим бассейном, сухим душем, креслом релаксационным, совмещенной тактильной панелью «Дуэт», световым столом для рисования песком «Профессионал».
В читальном зале отдел информационных ресурсов созданы условия для учебы и работы слабовидящих и слабослышащих студентов. К услугам обучающихся 15 компьютеров, на которые устанавливаются электронные издания серии «Говорящая книга». Отдел информационных ресурсов пополняет фонды школьными учебниками и популярными журналами со шрифтом Брайля. |
Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
|
Специальные адаптированные образовательные программы
|
Обучающиеся-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, как и все остальные студенты, могут обучаться в установленные сроки в составе общих групп. При необходимости, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся, разрабатываются индивидуальные учебные планы, а также подбираются наиболее приемлемые в зависимости от состояния здоровья образовательные программы. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, но не более чем на полгода.
Для освоения дисциплины «Физическая культура» филиала РГППУ в г. Нижнем Тагиле устанавливает особый порядок.
|
Специальные методы обучения и воспитания, исходя из их доступности для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ
|
В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Для педагогических работников подготовлены Методические рекомендации по работе со студентами-инвалидами и обучающимися с ОВЗ
|
Специальные учебники, учебные пособия, дидактические материалы
|
Предполагается использование специальных средств на основе межбиблиотечного обмена по мере возникновения потребности. Также резервируются ежегодно средства для срочной закупки необходимых учебных средств при приёме на обучение студентов с соответствующей категорией инвалидности. Предоставляется круглосуточный дистанционный доступ из любой точки (имеющей доступ к сети Интернет) к электронным библиотечным системам и электронным ресурсам
|
Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ОВЗ и инвалидов
|
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение результатов обучения и уровня сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.
Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации
|
Сопровождение студента с ограниченными возможностями здоровья, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь
| В филиале введена должность главного специалиста по инклюзивному образованию, сопровождению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, который осуществляет индивидуальную помощь в учебном процессе и социальной адаптации студентов с ОВЗ и инвалидов.
Предусмотрено привлечение волонтеров для помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, а также преподавателей кафедры педагогики и психологии и медико-биологических дисциплин на условиях совместительства на период обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы студента с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения, включает контроль посещаемости занятий, помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания, организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов, контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей, коррекцию взаимодействия преподаватель-студент в учебном процессе, консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям студентов с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию ситуаций затруднений, инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и т.д. Организационно-педагогическое сопровождение обеспечивают преподаватели, руководители факультетов и кафедр, учебный отдел, управление воспитательной работы (силами студентов-волонтеров или тьюторов).
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента с ограниченными возможностями здоровья, его профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений. Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает кафедра педагогики и психологии, управление воспитательной работы, центр тестирования и профессиональной ориентации.
Медико-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния студентов с ограниченными возможностями здоровья посредством проведения медицинских осмотров специалистами медицинской части филиала или иных медицинских учреждений (по договорам), организацию оздоровительных и реабилитационных мероприятий, с целью сохранения и улучшения их здоровья, а также развития адаптационного потенциала.
Социальное сопровождение предполагает совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при их инклюзивном обучении, включая содействие в решении бытовых проблем, организацию проживания в общежитии, обеспечение социальных выплат, материальной помощи, стипендиального обеспечения, а также мероприятия, направленные на укрепление и развитие здоровьесберегающих навыков и умений. Социальное сопровождение обеспечивают студенческий совет, профком студентов, финансовое управление, факультеты.
Управление воспитательной работы, спортивный клуб способствуют привлечению обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к участию в культурно-массовых и коллективно-творческих мероприятиях филиала.
Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле обеспечивает создание толерантной профессиональной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле содействует развитию волонтерской помощи студентам с ограниченными возможностями здоровья |
Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий
|
Предусмотрено проведение дополнительных групповых и индивидуальных занятий (консультаций, факультативов) по запросам обучающихся
|
Наличие медпункта
|
Медицинская служба имеет в своем составе здравпункт, процедурный и физиотерапевтический кабинеты.
Медицинский пункт находится на 1-м этаже общежития (622031, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, 57, общежитие № 1, литера М), в специально оборудованном помещении, общей площадью 213,4 м кв. Медицинский пункт имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности.
В здравпункте фельдшер осуществляет амбулаторный прием по поводу заболеваний и консультаций для студентов, преподавателей и сотрудников института; осмотр перед заездами в оздоровительные лагеря; допуск к соревнованиям; осмотр перед проведением профилактических прививок. Проводятся беседы по профилактике и охране здорового образа жизни. Совместно с поликлиниками города осуществляется диспансеризация студентов и проведение профилактических прививок.
В процедурном кабинете проводится оказание доврачебной помощи и бесплатные профилактические прививки.
В медицинском пункте имеется изолятор.
Работают в здравпункте специалисты высшей квалификационной категории. Все услуги проводятся бесплатно.
|
|