Отдел информационных ресурсов |
Гумилев — поэт еще не прочитанный. Визионер и пророк…» -к 135-летию со дня рождения 15 апреля исполняется 135 лет со дня рождения Николая Степановича Гумилёва (3 [15] апреля 1886 – 26 августа 1921). Известный русский национальный поэт, переводчик и литературный критик, путешественник Николай Степанович Гумилёв – достойный представитель Серебряного века русской поэзии. Наследие, личность и судьба этого уникального поэта редкой индивидуальности вызывает сейчас жгучий интерес. Его творчество еще при жизни привлекало чарующей новизной и смелостью, остротой чувств, взволнованной мыслью, личность – мужеством и силой духа. Гумилёв строил свою жизнь в соответствии с собственным идеалом – поэта-рыцаря, путешественника, воина, человека волевого и мужественного. Природа наградила его огромным талантом, а путешественником и воином его воспитала среда.
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду…. …Тогда я сам мечту свою создам И песней битв любовно зачарую. Таким верховодом и завоевателем Гумилев был с детства. «Я хотел все делать лучше других, всегда быть первым. Во всем. Я был очень смелым. Смелось заменяла мне силу и ловкость» – вспоминал зрелый Гумилев.
Писать Николай начал рано. Его первый сборник «Путь конквистадоров», изданный в 1905 году на средства родителей, был замечен В. Брюсовым. Валерий Брюсов был первым, кто заметил талант молодого поэта, ввел его в круг лучших литераторов того времени и по-отечески его опекал. Гумилев писал Брюсову письма из Франции, куда уехал после окончания гимназии. 1907 г. - время его активной переписки с В. Брюсовым, которому он посылает свои стихи, рассказы и статьи. «Я взял себе за правило к каждому письму прикладывать еще и стихотворение», – пишет Николай Гумилев Брюсову.
В Париже Гумилев слушает в Сорбонне лекции по французской литературе, изучает живопись. В 1908 году издает книгу «Романтические цветы», которую посвятил Анне Горенко (будущей А. Ахматовой). Стихи были «красивы, изящны, интересны по форме», и Брюсов назвал поэта «серьезным работником, который понимает, чего хочет, и умеет достичь, чего добивается». В Анну Ахматову Гумилев влюбился до беспамятства. Когда поэтесса отвергла ухаживания Николая, он даже хотел покончить с собой. Тогда он еще не знал, что через несколько лет Ахматова станет его супругой и у них родится сын Лев, который в будущем станет известным писателем, географом, историком и философом, автором собственной пассионарной теории этногенеза.
Гумилев был не только поэтом, но и одним из крупнейших исследователей африканского континента. Он принял участие в нескольких экспедициях на восток и северо-восток Африки и привез оттуда множество редкостей, переданных в петербургскую Кунсткамеру. Кроме стихов, в его творческое наследие вошли и этнографические заметки о жизни народов Африки. С детства мечтая о путешествиях и дальних странах, слушая рассказы своего отца, морского врача и военные истории, рассказанные дядей-адмиралом он мечтал отправиться в покорять новые земли. Еще в Париже под впечатлением от полотен Пикассо, Матисса, Дерена, которые использовали африканскую тему в своем творчестве, Гумилев задумал поездку в Африку. И в 1908 году Николай Степанович осуществил свою давнюю мечту. Он посетил Египет, Французский берег Сомали (1909 г.), но главной его целью была Абиссиния (1910 г.).
Второе путешествие в Абиссинию он осуществил в 1913 году, сразу после свадьбы с Анной Ахматовой. Эта поездка была хорошо организована и согласована с Академией наук. По заданию Музея антропологии и этнографии Гумилев-путешественник "собирал этнографические коллекции, без стеснения останавливал прохожих, чтобы осмотреть надетые на них вещи, без спроса входил в дома и пересматривал утварь..., даже копался в зловонной корзине для старья и нашел там много интересного...". Эти предметы можно и сейчас увидеть в петербургском Музее антропологии. По возвращении из путешествия Гумилев сделал доклад на заседании редакции журнала «Аполлон». Африка стала одной из центральных тем в творчестве Николая Гумилёва. Свою любовь к этому континенту поэт выражал в стихах.
Восемь дней от Харрара я вел караван
Сквозь Черчерские дикие горы И седых на деревьях стрелял обезьян, Засыпал средь корней сикоморы.. И таинственный город, тропический Рим,
Шейх-Гуссейн я увидел высокий,
Поклонился мечети и пальмам святым,
Был допущен пред очи пророка.
Поэт провёл в Африке много месяцев, общаясь с местными жителями и вдохновляясь экзотической природой. Все события путешествия, местные обычаи и традиции аборигенов Гумилев отражал в «Африканском дневнике». После посещения Африки были написаны сборник «Шатер», статья «Африканское искусство», поэма «Мик», стихотворения, которые вошли в сборник «Огненный столп», «Чужое небо». Его произведения об Африке за их этнографическую точность называют «путеводителем» по Африке, а сборник стихотворений «Шатер» - называю учебником «географии в стихах». Поэт отмечал: «Я пишу географию в стихах.… Самая поэтическая наука, а из нее делают какой-то сухой гербарий…»
Одним и важных периодов жизни и творчества русского поэта стала Первая мировая война. 18 июля 1914 года Германия объявила войну России. Решение идти на войну Николай Гумилев принял сразу: «В немолчном зове боевой трубы я вдруг услышал песнь моей судьбы». Имея на руках белый билет, Гумилев добивается зачисления на военную службу, выбирает кавалерию. Он единственный из всех сотрудников журнала «Аполлон», пошел добровольцем на фронт. «Променял веселую свободу на священный долгожданный бой». За отдельную плату выучится владеть шашкой и пикой. 28 сентября, получив боевого коня, рядовой Гумилев отправился на передовую. Свое начало в войне поэт-воин передал в стихах «Война» и «Наступление», написанных на фронте осенью 1914 года.
«…В жизни пока у меня три заслуги – мои стихи, мои путешествия и эта война…» - писал Гумилев близкому другу М. Лозинскому. Он ведет подробный дневник военных дней «Записки кавалериста», который печатают в петербургской газете «Биржевые ведомости» в рубрике «Летопись войны». П. Лукницкий назвал «Записки кавалериста» суровой военной прозой, «без сусальности и прекрас».
Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь, Но святой Георгий тронул дважды Пулею нетронутую грудь. Кроме записок Гумилев пишет книгу «Колчан» (1915 г.), куда входит несколько стихотворений о войне. На излечении в госпиталях и лазаретах он создает драму в стихах «Гондла» (1916 г.), на материале исландских саг - арабскую сказку «Дитя Аллаха» (1917 г.). В том же 1917 г. Николай Степанович пишет «византийскую» трагедию «Отравленная туника» - одно из лучших созданий в истории театра, книгу «Фарфоровый павильон», состоящую из переводов восточных поэтов.
Поэт, литератор, переводчик Николай Гумилев был широко известен и популярен. Он много работает: издает книги, выступает в различных аудиториях, читает лекции, преподает в студиях и кружках, занимается переводческой деятельностью и литературной критикой, входит в состав редколлегии издательства «Всемирная литература», его избирают председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.
Вершиной творчества поэта можно назвать его «Огненный столп» (1921 г.). В нем много лично пережитого, а стихотворения «Память» - оценка своего жизненного и творческого пути.
Гумилев Н. С. странствовал по Африке, в годы Первой мировой войны защищал Отечество, создал новое литературное направление – акмеизм, был главой ряда литературных обществ и погиб на взлете, полный творческих замыслов и планов. «Что есть прекрасная жизнь, как не реализация вымыслов, созданных искусством? Разве не хорошо сотворить свою жизнь, как художник творит свою картину, как поэт создает поэму? Правда, материал очень неподатлив, но разве не из твердого камня высекают самые дивные статуи?», – писал Гумилёв в одном из писем.
Николай Гумилев никогда не скрывал своего отрицательного отношения к новой власти. Он открыто заявлял, что не понимает и не уважает большевиков. Раньше о политических убеждениях Гумилева никто не слыхал. В советском Петербурге он стал даже незнакомым, даже явно большевикам открыто заявлять: «Я монархист». Гумилева уговаривали быть осторожнее. 3 августа 1921 года Николая Гумилева арестовали. Его обвинили в контрреволюционной деятельности, заговоре против советской власти и сотрудничестве с Петроградской боевой организацией. 24 августа был вынесен смертный приговор. 26 августа 1921 года Николая Гумилева и 56 других обвиняемых по делу расстреляли. Место расстрела и захоронения до сих пор неизвестно.
Значение Н. С. Гумилева в истории русской культуры определила М. Цветаева: «Дорогой Гумилев, – пишет она из Франции спустя 10 лет после его гибели, – есть тот свет или нет, услышьте мою, от лица всей Поэзии, благодарность за двойной урок: поэтам – как писать стихи, историкам – как писать историю».
В фондах отдела информационных ресурсов имеются издания произведений Гумилева Н. С.
В тексте использованы иллюстрации из книг:
Бронгулеев В. В. Посредине странствия земного : Докум. повесть о жизни и творчестве Н. Гумилева. Годы: 1886-1913 / В. В. Бронгулеев. - М. : Мысль, 1995.
Полушин, В. Л. Николай Гумилёв : Жизнь расстрелянного поэта / Владимир Полушин. - Москва : Молодая гвардия, 2006 Полный Список произведений Н. С. Гумилева и библиографии о нем в фонде ОИР НТГСПИ (ф) РГППУ.
|