Отдел информационных ресурсов |
"Наш дар бесценный - речь" к 150-летию И.А. Бунина 22 октября исполнилось 150 лет со дня рождения великого русского писателя, поэта, переводчика, Лауреата Нобелевской премии Ивана Андреевича Бунина (1870 – 1953).
Писательским талантом Бунина восхищался Александр Куприн, Алексей Толстой, Иван Шмелев. Максим Горький писал: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души». «Бунин – явление редчайшее, - говорил С. А. Воронин. - В нашей литературе, по языку – это та вершина, выше которой никому не подняться…».
Проза и поэзия И. А. Бунина - песнь его души, она всегда эмоциональна и лирична; о чем и о ком бы он ни говорил, он говорил всегда «из самого себя». Во всех произведениях ощущается личность автора, его взгляд на мир – и та гармония, к которой взывает писатель каждым своим словом.
В 1887 году в петербургской газете «Родина» выходят его дебютные стихотворения «Деревенский нищий» и «Над могилой С. Я. Надсона». А чуть позже - рассказы «Два странника» и «Нефедка». Через 4 года в Орле вышел в свет его первый стихотворный сборник, в котором молодой поэт размышлял на философские темы и описывал русскую природу. В 1897 г. в Петербурге увидел свет сборник «“На край света” и другие рассказы», а в 1898 г. в Москве – книга стихов «Под открытым небом».
В 1900 году был издан первый рассказ Ивана Алексеевича под названием «Антоновские яблоки», который позже стал хрестоматийным.
В начале 1901 г. в московском издательстве «Скорпион» вышел поэтический сборник «Листопад» восторженно принятый и читателями и критиками. Стихи Бунин писал до конца своей жизни, любя поэзию всей душой, восхищаясь ее музыкальным строем и гармонией. «Тихая, мимолётная и всегда нежно-красивая грусть, грациозная, задумчивая любовь, меланхолическая, но лёгкая, ясная «печаль минувших дней» и, в особенности, таинственное очарование природы, прелесть её красок, цветов, запахов – вот главнейшие мотивы поэзии г. Бунина. И надо отдать справедливость талантливому поэту, он с редкой художественной тонкостью умеет своеобразными, ему одному свойственными приёмами передавать своё настроение, что заставляет впоследствии и читателя проникнуться этим настроением поэта и пережить, перечувствовать его» - А. И. Куприн.
В 1903 Иван Алексеевич впервые получил Пушкинскую премию за сборник «Листопад» и перевод поэмы Г. Лонгфелло «Песни о Гайавате», который до сих пор является непревзойденным по верности оригиналу и красоте стиха. Перевод поэмы открыл несомненный талант Бунина как переводчика. Он также перевел Алкея, Саади, Петрарку, Байрона, Мицкевича, Шевченко, Бялика и других поэтов.
В 1908 г. впечатления от поездки в Константинополь находят отражения в рассказе «Тень птицы».
В 1902-1909 гг. в издательстве «Знание» выходит первое собрание сочинений И. А. Бунина.
В 1909 году писатель был повторно удостоен Пушкинской премии за 3-й том Собрания сочинений и перевод драмы-мистерии «Каин» Джорджа. В том же году он был избран почётным академиком по разряду изящной словесности Императорской Санкт-Петербургской академии наук.
Литератор не поддерживал происходящих событий первой русской революции, когда страну охватили разрушительные крестьянские бунты.. Его отношение к ситуации в стране того времени нашли отклик в повестях и рассказах. Среди них — повести «Деревня» и «Суходол», рассказы «Сила», «Хорошая жизнь», «Князь во князьях», «Лапти». «Деревня», опубликованная в 1910 г. принесла Бунину подлинную и широкую известность. В декабре 1911 г. писатель закончил автобиографическую повесть «Суходол», которая, будучи напечатана в «Вестнике Европы» в апреле 1912 г., имела огромный успех у читателей и критики.
В 1912 году А. И. Бунин стал почетным членом Общества любителей русской словесности.
В 1912-1914 гг. Бунин принимал участие в работе «Книгоиздательства писателей в Москве», и сборники его произведений выходили в этом издательстве один за другим – «Иоанн Рыдалец: рассказы и стихи 1912-1913 гг.» (1913 г.), «Чаша жизни: рассказы 1913-1914 гг.» (1915 г.), «Господин из Сан-Франциско: произведения 1915-1916 гг.» (1916 г.).
В 1915 г. в петербургском издательстве А. Ф. Маркса вышло его полное собрание сочинений в шести томах.
После Октябрьской революции писатель жил в Одессе, вёл дневник «Окаянные дни».
В начале 1920 года И. А. Бунин эмигрировал в Париж. В этом же году он становится членом парижского Союза русских писателей и журналистов, пишет в политико-литературную газету «Возрождение» и призывает бороться с большевизмом. В годы эмиграции Бунин много работал, его книги выходили почти каждый год. Именно в Париже были написаны такие выдающиеся произведения, как: «Жизнь Арсеньева», «Митина любовь», «Солнечный удар». «Россию, наше русское естество мы унесли с собой, и где бы мы ни были, мы не можем не чувствовать ее», - говорил Иван Алексеевич о себе и о миллионах таких же вынужденных эмигрантов, покинувших отечество в лихие революционные годы.
В 1933 году Иван Бунин завершил самое значительное произведение зарубежного периода творчества — роман «Жизнь Арсеньева». Именно за него в этом же году Бунину присудили Нобелевскую премию по литературе. Официальный текст Шведской академии гласил, что «Нобелевская премия по литературе… присуждается Ивану Бунину за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Значительную часть премии он отдал нуждающимся: «Как только я получил премию, мне пришлось раздать около 120 000 франков. Да я вообще с деньгами не умею обращаться. Теперь это особенно трудно. Знаете ли вы, сколько писем я получил с просьбами о вспомоществовании? За самый короткий срок пришло до 2000 таких писем…»
В 1936 году выходят дневники "Окаянные дни". В трагичное время, с июня 1918 по февраль 1920 года, Иван Алексеевич прожил в Одессе. Благодаря точности, с которой Бунину удалось запечатлеть царившие в России того времени мировоззрения, книга «Окаянные дни» представляет большой исторический интерес. Кроме того, книга обладает важностью для понимания всего творчества Бунина, поскольку отражают переломный этап как в жизни, так и в творческой биографии писателя. В СССР книга была запрещена и не публиковалась вплоть до 1990 года.
Вторая мировая война застала Буниных во французском городе Грас. К тому моменту деньги от Нобелевской премии закончились, и семье приходилось жить впроголодь. «… Пальцы в трещинах от холода, не искупаться, не вымыть ног, тошнотворные супы из белой репы. Был я «богат» — теперь, волею судеб, вдруг стал нищ, как Иов. Был «знаменит на весь мир» — теперь никому в мире не нужен, — не до меня миру! …». Бунин продолжал работать. 74-летний писатель отмечал в дневнике: «Господи, продли мои силы для моей одинокой, бедной жизни в этой красоте и работе!»
В 1944 году он закончил знаменитый сборник рассказов о любви «Темные аллеи», куда вошли 38 рассказов. Среди них — «Чистый понедельник», «Баллада», «Муза», «Визитные карточки». Позже, через девять лет, он дополнил собрание еще двумя рассказами «Весной, в Иудее» и «Ночлег». Сам автор считал лучшим своим произведением именно рассказ «Темные аллеи». В ноябре 1943 года Бунин писал своему другу, литератору Борису Зайцеву: «Книга эта называется по первому рассказу «Темные аллеи» — во всех последующих дело идет, так сказать, тоже о темных и чаще всего весьма жестоких «аллеях любви». <…> …Что ж всё думать о смерти и дьявольских делах в мире! Боккаччо написал «Декам[ерон]» во время чумы, а я вот «Темные аллеи». Сам Бунин считал эту книгу своей «самой совершенной по мастерству».
«Мастерство Бунина для нашей литературы чрезвычайно важный пример – как нужно обращаться с русским языком, как нужно видеть предмет и пластически изображать его. Мы учимся у него мастерству слова, образности и реализму» - А. Н. Толстой.
|