Об институте

О педагогических возможностях одного выставочного проекта

Рыжкова О. В.

к. и. н., доцент кафедры

гуманитарных и социально-исторических наук

О педагогических возможностях одного выставочного проекта

Формирование у студентов как общекультурных, так и профессиональных компетенций является одной из актуальных задач преподавателя вуза. Большие возможности для этого предоставляет использование метода проектов. В данной статье проанализированы педагогические возможности и процесс формирования компетенций при реализации выставочного проекта «Нижний Тагил: XXI век». Данный проект был начат в 2012 г. открытием выставки «Нижний Тагил : XXI век. Годы, события, люди», приуроченной к 290-летию города.

Выставка «Нижний Тагил : XXI век. Архитектура, скульптура, городской дизайн» стала его продолжением. Она работала с 12 декабря 2014 по 11 февраля 2015 года в выставочном зале филиала РГППУ в г. Нижний Тагил.

Выставка проектировалась на практических занятиях по дисциплинам «Музееведение и основы экскурсионного дела» (См. прил. 1) и «История и культура Урала», превратившись в творческую площадку для студентов СГФ и ФХО. Студентам были даны задания сфотографировать объекты культурного наследия города по 10 темам: наследие тагильских купцов, исчезающий город, деревянный Нижний Тагил, Тагил индустриальный, новостройки, городской интерьер, городская скульптура, православный Тагил, тагильское граффити, ночной Тагил, новогодний Тагил. Комплекс «Исчезающий город» объединил фотографии пяти ОКН, находящихся в руинированном состоянии. Этим организаторы выставки хотели привлечь внимание посетителей к проблеме сохранения и использования памятников истории и культуры в г. Нижнем Тагиле.

На выставке был представлен сигнальный экземпляр каталога «Объекты культурного наследия Нижнего Тагила». Он содержит фотографии и сведения о 66 объектах культурного наследия федерального и регионального значения, расположенных на территории г. Нижний Тагил. Макет каталога выполнен в 2013-2014 уч. году Е. Ю. Вижгиной, студенткой ФХО в рамках выпускной квалификационной работы по направлению «540700 – Художественное образование, профиль «540708 – Дизайн и компьютерная графика» (научный руководитель: В. В. Шульгина).

Фотографии памятников архитектуры, скульптуры, городского интерьера широко используются в подарочных книжных изданиях, календарях, сувенирной продукции, образцы которой тоже стали экспонатами выставки.

Специально для выставки студенты 2 курса ФХО разработали оригинальные варианты дизайна упаковки пищевых продуктов (конфет мороженого, печенья), книжек-раскрасок, используя архитектурные объекты нашего города.

Выставку посетили около трехсот студентов вуза, обучающихся на СГФ, ФХО, ФЕМИ, ФСБЖ, ФММК дневного и заочного отделений.

Внедрение выставочного проекта в практику позволило реализовать ряд учебных, учебно-методических, научно-методических задач.

  1. Изложить некоторые дидактические единицы учебных программ на конкретном краеведческом материале.
  2. Продолжить формирование компетенций, требуемых стандартом и учебным планом при изучении данных дисциплин. Более подробно представлен анализ процесса формирования компетенций на занятиях по дисциплине «Музееведение и основы экскурсионного дела» (См. прил. 2). Курсивов выделены компетенции, заявленные в стандарте, но не включенные в учебный план. Считаю целесообразным их включение и в учебный план.
  3. Студентам через проектную деятельность получить дополнительный опыт актуализации знаний об историко-культурном наследии города и формировании бережного отношения к памятникам культуры. Полученные знания о городе они смогут использовать на педагогической практике, в волонтерской и экскурсионной деятельности, формируя у жителей и гостей города положительный имидж Нижнего Тагила
  4. Подтвердить конкретным примером эффективность междисциплинарного подхода в образовательном процессе.
  5. Актуализировать роль учебного музея в образовательном и культурном пространстве города.
  6. Выставка стала фактором социализации конкретного студенческого коллектива – группы 21 и СГФ. В ходе работы над этим проектом студенты сплотились, освоили профессиональные компетенции, которые позволили им быть успешными волонтерами на городских мероприятиях.\
  7. На базе выставки состоялся методсеминар для учителей МБОУ СОШ № 1 им. Н.К. Крупской на тему «Использование ресурсов учебного музея в проектной деятельности учащихся».
  8. Экскурсии, проведенные студентами 21и группы для слушателей курсов ПК и участников городского семинара «Новые формы и методы работы с учащейся молодежью в контексте празднования 70-летия Победы», стали тренингом работы в группе.

Приложение 

Послесловие директора МК Вернигор Н. Б., к. б. н., доцента.

Музей истории вуза располагает 2-мя выставочными залами: экспозиционным, в котором уже 3 раза сменились постоянные экспозиции, отражающие историю вуза и выставочным, предназначенным для демонстрации текущей жизни вуза. С этой задачей музей успешно справляется, доказательством чего является не менее 10 проводимых ежегодно выставок за 8 учебных месяцев.

Но остается чувство неудовлетворенности от того, что выставки, на оформление которых уходит много времени и определенные материальные затраты, не используются активно в учебном процессе. Есть для этого и объективные, и субъективные причины.

Главная причина – нельзя проводить экскурсии за счет расписания.

Но О. В. Рыжкова наглядно продемонстрировала, как можно, не нарушая учебного процесса, использовать возможности выставочного проекта. Она заранее согласовывала с директором музея расписание выставок, и приводила студентов на 15 – 20 минут. Надо видеть, с каким интересом студенты оформляли выставку, проводили экскурсии, и с каким интересом посетители выставки воспринимали информацию.

Вторая причина: далеко не все заведующие кафедрами приветствуют проведение занятия во вне аудитории, считая, что оно не дает должного результата.

Актив музея рассчитывает на поддержку дирекции вуза в решении проблемы использования выставок для реализации учебных, просветительских и воспитательных задач.

Вернигор Н. Б.