Об институте

Научно-исследовательская радиофизическая лаборатория

Создана на базе факультета естествознания, математики и информатики для решения актуальных научно-исследовательских задач:
– исследование явлений, определяемых взаимодействием электромагнитного излучения в миллиметровом и терагерцовом диапазонах длин волн с многослойными магнитными наноструктурами и композитными наноструктурными материалами.
– выявление их взаимосвязи с электрическими и магнитными явлениями, обуславливающими свойства этих структур на постоянном токе, получение информации об особенностях обменного взаимодействия ферромагнитных слоёв в микроволновом диапазоне.

Руководитель научно-исследовательской радиофизической лаборатории – Евгений Александрович Кузнецов, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник.

В числе основных результатов работы научно-исследовательской радиофизической лаборатории в 2022-2023 гг.:

1. Исследован микроволновой гигантский магниторезистивный эффект в отражении волн от системы сверхрешетка (CoFe)/Cu-подложка. На частотах 26–38 ГГц измерена зависимость коэффициента отражения от напряженности магнитного поля. Обнаружена невзаимность в отражении волн, в условиях которой микроволновой гигантский магниторезистивный эффект может усиливаться.
2. Синтезирован нанокомпозит металл/диэлектрик, содержащий сферические частицы Fe в эпоксиаминной матрице. Средний диаметр частиц около 60 нм, их весовая доля в композите от 15% до 30%. Проведены измерения магнитных и микроволновых свойств композита. На полевых зависимостях коэффициентов прохождения и отражения присутствуют минимумы, вызванные ферромагнитным резонансом. Построена модель динамической магнитной проницаемости, и определены компоненты тензора проницаемости. Рассчитаны полевые зависимости коэффициентов прохождения и отражения, а также диссипации микроволновой мощности, и проведено их сравнение с измеренными. Получено качественное, а в некоторых случаях количественное соответствие измеренных и рассчитанных зависимостей. Проведен анализ, показавший, что в рассматриваемом композите не реализуется низкополевое поглощение.
3. Исследовано пропускание микроволн через композитную пластину, содержащую наночастицы Fe в эпоксиаминной матрице, а также отражение волн от нее. Эксперименты проводились на частотах от 26 до 38 ГГц в магнитных полях до 12 кЭ. Изучена линия ферромагнитного резонанса в композитах с массовой долей частиц Fe от 10 до 30 %.
4. Построена зависимость диссипации микроволновой мощности от магнитного поля. Рассчитаны полевые зависимости коэффициентов прохождения и отражения, получено качественное, а в ряде случаев и количественное согласие. Проанализирована глубина проникновения микроволн в композиты. Построен спектр ФМР. Обсуждаются результаты взаимодействия микроволн с наночастицами железа с учетом магнитных свойств и структуры композита.

Научные публикации, опубликованные в международных базах данных
(2022-2023 гг.):

1) Perov D.V., Kuznetsov E.A., Rinkevich A.B., Nemytova O.V., Uimin M.A, Konev A.S. Electromagnetic waves attenuation in composite with Fe nanoparticles // Journal of Magnetism and Magnetic Materials. Elsevier B.V. — 2023. — V. 588. — P. 171459—171468. https://doi.org/10.1016/j.jmmm.2023.171459
2) Ustinov V.V., Rinkevich A.B., Milyaev M.A, Kuznetsov E.A., Perov D.V. The Giant Effect of Nonreciprocity for the Microwave Magnetoresistance of (CoFe)/Cu Superlattices // DOKLADY PHYSICS. Pleiades Publishing, Ltd.— 2022. — V. 67. — P. 421—424. Print ISSN 1028-3358 Electronic ISSN 1562-6903
3) Устинов В.В., Ринкевич А.Б., Миляев М.А., Кузнецов Е.А., Перов Д.В. Гигантский эффект невзаимности для микроволнового магнитосопротивления сверхрешеток (CoFe)/Cu // ДОКЛАДЫ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК. ФИЗИКА, ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. ИКЦ «АКАДЕМКНИГА», 2022. — V. 506. — № 2. — P. 52–55.
4) Ринкевич А.Б., Перов Д.В., Миляев М.А., Кузнецов Е.А. Невзаимность в распространении микроволн в системе [(CoFe)/Cu]/(glass) // Журнал технической физики. ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН — 2022. — V. 92. - № 12. — P. 1919—1929.
5) Ринкевич А.Б., Миляев М.А., Кузнецов Е.А., Перов Д.В., Павлова А.Ю. Микроволновой магниторезистивный эффект в сверхрешетке (CoFe/Cu) с отверстиями микронных размеров // Журнал технической физики. ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН — 2022. — V. 92. - № 4. — P. 608—615.

Гранты, хоз. договоры:

В сентябре-ноябре 2022 г. в рамках хоз. договорной работы с ИФМ УрО РАН, по гранту РФФИ 20-02-00135 А, Е.А. Кузнецовым осуществлялось «Исследование электромагнитных свойств магнитных наноструктур с антиферромагнитным упорядочением в миллиметровом диапазоне длин волн» (Договор No 322 вб/ 2022).

1.jpg