Об институте


Проблемная лаборатория функциональной диагностики

Создана на базе факультета спорта и безопасности жизнедеятельности для решения актуальных научно-исследовательских задач:
• комплексная оценка адаптации студентов - первокурсников к условиям обучения в ВУЗе;
• оценка уровня физической подготовленности студентов;
• оценка функциональных резервов организма при различных режимах двигательной активности (основная, подготовительная, специальная медицинская группы);
• оценка гигиенических условий образовательной деятельности;
• формирование здоровьесберегающего типа личности студента педагогического вуза;
• организация научно-исследовательской работы студентов и обучающихся в области проблем, соответствующих научному профилю лаборатории;
• организация и проведение научно-практических конференций и семинаров по вопросам современных направлений спорта, физической культуры и здоровьесбережения;
• разработка и реализация программ учебных дисциплин здоровьесберегающего модуля образовательной программы бакалавра педагогического образования.


Руководитель научно-исследовательской лаборатории функциональной диагностики – Татьяна Николаевна Дейкова, заведующая кафедрой физической культуры и спорта, кандидат химических наук


В числе основных результатов работы научно-исследовательской лаборатории функциональной диагностики в 2022-2023 гг.:

1. Описание структуры личности студента, обладающего компетенцией в области здоровьесбережения (личности студента здоровьесберегающего типа).
Система высшего профессионального образования, направленная на формирование педагогических кадров в соответствии с вызовами современного времени, должна обеспечить подготовку будущих педагогов, обладающих компетенцией в области здоровьесбережения. Таким образом, одной из приоритетных задач педагогического вуза является не только формирование гармоничной и всесторонне развитой личности, но и, в частности, личности студента здоровьесберегающего типа.
В нашем понимании личность студента здоровьесберегающего типа – это личность, способная к здоровьесбережению во время процесса обучения в образовательной организации, в повседневной жизни и в будущей профессиональной деятельности.

В структуре личности здоровьесберегающего типа мы выделяем следующие компоненты:

1. когнитивный (валеологическая грамотность);
2. ценностно-мотивационный (отношение к собственному здоровью как наивысшей ценности);
3. деятельностный (готовность к активной здоровьесберегающей деятельности).
2. Диагностика сформированности компонентов личности студента здоровьесберегающего типа.
В исследовании приняли участие студенты четвертых курсов всех направлений подготовки (N=199), возраст респондентов – 20-22 года, из которых 79,22% (158) были женского пола. В работе проведена диагностика сформированности когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов в структуре личности студента здоровьесберегающего типа при помощи анкетирования по методике А.Р. Камалеевой, Н.В. Новожиловой, С.Г. Добротворской, опросника «Отношение к здоровью», предложенного Р.А. Березовской, а также применялось решение разработанных нами педагогических кейсов. Для проверки статистически значимых отклонений в группах студентов, принадлежащих к разным факультетам, нами использовался дисперсионный анализ.
Диагностика компонентов структуры личности здоровьесберегающего типа позволила сделать выводы о сформированности отдельных компонентов в структуре личности студента.
Когнитивный компонент сформирован у студентов в полном объеме.
Ценностно-мотивационный компонент сформирован в недостаточной степени, ценность здоровья не воспринимается студентами как одна из ведущих ценностей, что свидетельствует о потребительском отношении молодежи к собственному здоровью.
Деятельностный компонент, то есть готовность к активной здоровьесберегающей деятельности, в сравнении с предыдущими компонентами развит в наименьшей степени, высокий уровень готовности отмечен только у 2% студентов, у 57,7% преобладает низкий уровень.
Полученные в ходе исследования результаты показали, что действующая система подготовки педагогических кадров в области здоровьесберегающей деятельности является недостаточно эффективной. Это привело нас к необходимости внести изменения в образовательный процесс подготовки студентов будущих педагогов в области здоровьесбережения, в частности, пересмотреть содержание и подходы к преподаванию учебных дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура и спорт», «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту».

3. Разработка концепции учебно-методического пособия гайд «Здоровьесбережен_и_Я»
Предполагается, что разработка и внедрение в учебный процесс образовательного гайда, наполненного интересным и доступным для студентов контентом, будут способствовать формированию личности здоровьесберегающего типа студента.

Гайд содержит пять тематических блоков:

- физическая подготовленность (включает оценку физического развития и развития основных физических кондиций);
- функциональный профиль (оценка функционального состояния систем организма);
- тайм-менеджмент (отражает распорядок дня, режим труда и отдыха);
- тарелка здорового питания (оценка рациональности и сбалансированности питания);
- таймер двигательной активности (анализ объема и видов двигательной активности в течение дня);
- чек-лист тренировок (вариативная часть для самостоятельной работы студентов).


Научные публикации (2022-2023 гг.):

1. Мылова Т.В., Дейкова Т.Н. Исследование мотивации студентов к здоровьесбережению // Физическая культура и спорт, как одно из основных направлений молодежной политики в Российской Федерации: материалы II Всероссийской конференции, 20-21 июня 2023 г. – М.: РУС «ГЦОЛИФК», 2023. – С. 425-428.
2. Подойникова Е.С., Дейкова Т.Н. Оценка уровня умственной и физической работоспособности // Физическая культура и спорт, как одно из основных направлений молодежной политики в Российской Федерации: материалы II Всероссийской конференции, 20-21 июня 2023 г. – М.: РУС «ГЦОЛИФК», 2023. – С. 428-431
3. Дейкова Т.Н., Мишина Е.Г. Исследование эффективности системы подготовки бакалавров педагогического образования в области здоровьесбережения // Психолого-педагогические исследования. 2023. – Т.15. – №4. – С. 25-42.
4. Дейкова Т.Н., Мишина Е.Г. Возможности образовательного терренкура в воспитании личности здоровьесберегающего типа // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). – 2023. – №2(14). – С. 62-71.
5. Дейкова Т.Н. Развитие критического мышления студентов при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // Педагогическое образование. – 2023. – Т.4. – №11. – С. 16-20.
6. Дейкова Т.Н., Созинов М.В. Формирование навыков одноопорного скольжения в бесснежный период на занятиях физической культурой в вузе // Глобальный научный потенциал. – 2023. – №7(148). – С. 63-65.
7. Дейкова Т.Н., Овчинникова А.В. Олимпиада по дисциплине безопасность жизнедеятельности как оценочное средство сформированности компетенции // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – №11(125).
8. Беренева М. Т., Дейкова Т.Н., Диагностика распределения командных ролей в группе спортивной подготовки юных волейболисток // Физическая культура и спорт: проблемы и перспективы. Материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Редактор А.А. Исаев. Сургут, 2022. С. 222-224.
9. Терентьева М.А., Дейкова Т.Н. Нарушение опорно-двигательного аппарата детей школьного возраста // Физическая культура и спорт: проблемы и перспективы. Материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Редактор А.А. Исаев. Сургут, 2022. С. 475-477.
10. Темнова Е.А., Дейкова Т.Н. Исследование уровня физической подготовленности обучающихся с ОВЗ // Физическая культура и спорт: проблемы и перспективы. Материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Редактор А.А. Исаев. Сургут, 2022. С. 589-591.

1(1).jpg

2(1).jpg

3(1).jpg

4(1).jpg

5(1).jpg