Об институте |
Речевая культура в разных сферах общенияПроблемная научно-исследовательская лаборатория «Речевая культура в разных сферах общения» создана в 2004 году с целью решения актуальных научно-исследовательских и учебно-методических задач по вопросам повышения уровня практического владения современным русским литературным языком и формирования навыков деловой коммуникации в устной и письменной формах. Основными задачами проблемной лаборатории являются:
Руководитель лаборатории: Авдеева Галина Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования и массовых коммуникаций Основные результаты работы лаборатории за 2019 год 1. Издание сборника материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции «Речевая культура в разных сферах общения»: Речевая культура в разных сферах общения: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Тагил, 28 ноября 2018 г. / ответственный редактор Ю. А. Фомина – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2019. – 155 с. 2. Издание монографии Ю. А. Фоминой «Функциональный потенциал номинативных оценочных высказываний в современном русском языке».– Нижний Тагил: НТГСПИ (ф) РГППУ, 2019. – 144 с. 3. Проведение XIV Всероссийской научно-практической конференции «Речевая культура в разных сферах общения» (НТГСПИ, 27 ноября 2019 года). На конференции обсуждены актуальные проблемы современной культурно-речевой ситуации: вопросы культуры речи в разных типах дискурса (общественном, профессиональном, педагогическом, художественном), рассмотрены актуальные вопросы поэтики художественного текста, обозначены проблемы развития речи в современной педагогической практике. Секция № 1 была посвящена проблемам культуры речи в разных типах дискурса: Аганина А. П. (учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 100, г. Нижний Тагил) в своем докладе показала, как реализуется принцип вежливости в педагогическом дискурсе. Алексеева О. (студентка факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) проанализировала орфоэпические ошибки в речи русскоязычных эмигрантов-блогеров. Волошина Р. (студентка факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) представила метафорическую репрезентацию концепта «президент» в дискурсе современных российских СМИ. Ельцова А. (студентка факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) рассказала о возможностях экспрессивного словообразования как инструмента речевого воздействия. Ибрагимова Е. (студентка факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) обратилась к проблемам номинации в спортивной лексике (на примере хоккея). Чижова И. Л. (канд. филологических наук, доцент кафедры филологического образования и массовых коммуникаций факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) рассказала о некоторых особенностях номинации садовых растений. Чудакова Н. М. (канд. филологических наук, доцент кафедры филологического образования и массовых коммуникаций факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) представила метафорическую репрезентацию концепта «молодежь» в дискурсе современных российских СМИ. Доклады участников секции № 2 были посвящены вопросам поэтики художественного текста: Авдеева Г. А. (канд. филологических наук, доцент кафедры филологического образования и массовых коммуникаций факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) рассказала о реализации приема стилистического контраста в повести А. Варламова «Здравствуй, князь». Бабенко Е. (студентка факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) проанализировала прецедентные имена со сферой-источником «Литература и фольклор» в русской рок-поэзии. Кабакова Е. (студентка факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) показала лексико-семантические особенности слов категории состояния в «Колымских рассказах» В. Шаламова. Мальцева А. (студентка факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) рассказала об особенностях поэтического языка А. Вавилова. Несынова Ю. В. (канд. филологических наук, доцент кафедры филологического образования и массовых коммуникаций факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) охарактеризовала образ Урала в творчестве современных уральских поэтов. Фомина Ю. А. (канд. филологических наук, доцент кафедры филологического образования и массовых коммуникаций факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) остановилась на особенностях формирования оценки высказывания говорящего в современном художественном тексте. В работе секции «Проблемы развития речи в современной педагогической практике» приняли активное участие студенты факультета психолого-педагогического образования НТГСПИ (ф) РГППУ, которые рассказали об особенностях развития речи детей дошкольного возраста: Амирова Р., Северова А. показали методы и приемы формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста. Волохин Я. рассказал об особенностях формирования понятия «предложение» в старшем дошкольном возрасте. Захарова М. и Корюкова А. остановились на методах и приёмах обогащения словаря детей дошкольного возраста. Комар А. и Тропынина К. обратились к проблемам организации и использования среды как фактора формирования речи детей. Лобовикова А. и Митяшина Ю. рассказали о развитии и активизации словаря детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
4. Проведение трех этико-лингвистических экспертиз по заявкам АО «Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод» (канд. филол. наук, доц. Н. М. Чудакова). 5. Участие преподавателей и студентов кафедры ФОМК в организации и проведении международной ежегодной акции «Тотальный диктант» в г. Нижний Тагил. 6. Работа творческой группы «Методическое сопровождение деятельности Муниципального ресурсного центра по методическому сопровождению филологического образования (русский язык и литература) и дополнительному филологическому образованию одаренных детей» (руководитель канд. филол. наук, доц. Н. М. Чудакова). Студенты творческой группы приняли участие в организации и проведении следующих мероприятий):
– литературный конкурс «Я краю родному хочу посвятить этот сказ»;
– поэтический конкурс «Поэзия малахитовых гор».
Результативность работы творческой группы
7. Проведение олимпиады по русскому языку и деловой коммуникации среди студентов I курса НТГСПИ. В олимпиаде приняли участие более 350 студентов. В ходе выполнения заданий олимпиады студенты продемонстрировали знание норм современного русского литературного языка, навыки деловой коммуникации, а также проявили эрудицию и сообразительность. По итогам проверки работ была определена десятка сильнейших знатоков русского языка. 1 место
2 место
3 место
|